8. Философские взгляды Аристотеля.
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкида) — древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 344 до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
«Первая философия» Аристотеля (позднее названа метафизикой) содержит учение о 4 основных принципах бытия.
Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» — знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни.
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
1) Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
2) Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
3) Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
1) Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
2) Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
3) Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
- 1. Милетская философская школа.
- 2. Школа Пифагора Пифагорейское учение о числах
- Гармония в пифагорейской философии
- Пифагорейское учение о вселенной
- Пифагорейское учение о переселении душ
- 3. Атомистика
- 4. Элейская философская школа.
- 5. Гераклит
- 6. Сократ и его учение.
- 7. Платон и его философское учение.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Стоики и киники.
- 10. Эпикурейцы
- 11. Неоплатонизм
- 12. Патристика
- 13. Августин Блаженный.
- 14. Средневековая философия (общая характеристика).
- 15. Фома Аквинский.
- 16. Философия эпохи Возрождения.
- 17. Философия нового времени
- 18. Ф. Бэкон и его философское учение.
- 19. Философское учение р. Декарта.
- 20. Основные цели Просвещения.
- 21. Философия Канта, её характерные черты.
- 22. Система и метод Гегеля
- 23. Философия истории Гегеля.
- 24. Ницше.
- 25. Философия хх века.
- 26. Бытие, сущее и универсум.
- 27. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
- 28. Познание.
- 29. Понятие субъекта и объекта.
- 30. Мировоззрение.
- 31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
- 32. Философия и наука (общее и различия)
- 33. Проблема человека в истории философии
- 34. Биологическое и социальное в человеке
- 35. Понятие свободы и его эволюция.
- 36. Проблема истории и исторического процесса
- 37. Основ.Проблемы социальной философии
- 38. Структура общества и его система. Общество и его структура
- Структура общества
- 39. Философия культуры.
- 40. Мораль и нравственность.
- Что такое мораль и нравственность
- Сравнение морали и нравственности
- 41. Ценности, их природа и классификация.
- 42. Проблема истины.
- 43. Наука как вид духовного производства
- 44. Феномен культуры в философии.
- 45. Религия как предмет философской рефлексии.
- 46. Философско-религиозная антропология.
- 47. Современная общепланетарная цивилизация.
- 48. Информационное общество.
- 49. Глобальные проблемы.
- 50. Взаимодействие цивилизации, сценарии будущего.