33. Проблема человека в истории философии
Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия "человек", "индивид", "личность" и "индивидуальность". Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия "индивид", "личность", "человек" - однопорядковые, но не идентичные.
Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.
Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.
Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.
Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.
- 1. Милетская философская школа.
- 2. Школа Пифагора Пифагорейское учение о числах
- Гармония в пифагорейской философии
- Пифагорейское учение о вселенной
- Пифагорейское учение о переселении душ
- 3. Атомистика
- 4. Элейская философская школа.
- 5. Гераклит
- 6. Сократ и его учение.
- 7. Платон и его философское учение.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Стоики и киники.
- 10. Эпикурейцы
- 11. Неоплатонизм
- 12. Патристика
- 13. Августин Блаженный.
- 14. Средневековая философия (общая характеристика).
- 15. Фома Аквинский.
- 16. Философия эпохи Возрождения.
- 17. Философия нового времени
- 18. Ф. Бэкон и его философское учение.
- 19. Философское учение р. Декарта.
- 20. Основные цели Просвещения.
- 21. Философия Канта, её характерные черты.
- 22. Система и метод Гегеля
- 23. Философия истории Гегеля.
- 24. Ницше.
- 25. Философия хх века.
- 26. Бытие, сущее и универсум.
- 27. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
- 28. Познание.
- 29. Понятие субъекта и объекта.
- 30. Мировоззрение.
- 31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
- 32. Философия и наука (общее и различия)
- 33. Проблема человека в истории философии
- 34. Биологическое и социальное в человеке
- 35. Понятие свободы и его эволюция.
- 36. Проблема истории и исторического процесса
- 37. Основ.Проблемы социальной философии
- 38. Структура общества и его система. Общество и его структура
- Структура общества
- 39. Философия культуры.
- 40. Мораль и нравственность.
- Что такое мораль и нравственность
- Сравнение морали и нравственности
- 41. Ценности, их природа и классификация.
- 42. Проблема истины.
- 43. Наука как вид духовного производства
- 44. Феномен культуры в философии.
- 45. Религия как предмет философской рефлексии.
- 46. Философско-религиозная антропология.
- 47. Современная общепланетарная цивилизация.
- 48. Информационное общество.
- 49. Глобальные проблемы.
- 50. Взаимодействие цивилизации, сценарии будущего.