logo
шпоры по философии вступительный

23. Философия истории Гегеля.

Процесс мировой истории Гегель рассматривал в его развитии. История совершается в силу действия необходимости. История - результат деятельности различных людей. Казалось бы, что люди сотворили историю. На самом деле историю творит Абсолютная Идея. Результат получается тот, который заложен Абсолютной Идеей. Прогресс всемирной истории - прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости. Положение Гегеля о том, что все действительное разумно, а все разумное действительно привело к осознанию исторического процесса как процесса отмирания и зарождения нового.

 

Так, этот процесс можно разделить на три стадии:

1.  изменение - всемирная история - это процесс изменения

2.  возвращение молодости - характеристика всемирного процесса как поступательного -

- если народ, когда-то игравший важную роль на определенном этапе истории, получает новые силы и начинает опять играть важную роль - возвращение к тому, что было, но на новом витке.

3.  разум - закономерность исторического процесса.

 

     Хитрость разума - люди исходят и действуют из своих собственных целей. Результат их действий не всегда тот, к которому они стремятся, а тот, к которому стремится Абсолютная Идея. Т.е. наличие в историческом процессе объективной основы.  Но Гегель не отрицает роль личности в истории. Он говорит о том, что существуют два типа людей:

1.  индивиды воспроизводящие

2.  всемирноисторические люди, которые могут играть некоторую роль в истории

У Гегеля наиболее рационалистическая идея прогресса.

 

Этапы исторического процесса по Гегелю:

1.  Восточный мир - отсутствие свободы

2.  Греческий мир (античность) - свобода дополняется несвободой, т.к. у греков существовало рабство, а у римлян - подчинение различных народов

3.  Германский мир - подлинная свобода

Ей предшествует: а) реформация (Лютер, Кальвин) б) Великая французская революция

Наиболее плодотворное влияние оказала Реформация