47. Современная общепланетарная цивилизация.
Приблизительно в последней четверти XX в. человечество в лице индустриально развитых стран начало переход к постиндустриальной общепланетарной цивилизации, характеризующейся глубокими, радикальными и необратимыми преобразованиями во всех сферах жизни общества. Основателем концепции постиндустриального общества стал выдающийся американский социолог Даниэл Белл. В вышедшей в 1973 году книге «Грядущее постиндустриальное общество» он подробно изложил свою концепцию, тщательно анализируя основные тенденции в изменении отношений секторов общественного производства, становлении экономики услуг, формировании научного знания как самостоятельного элемента производственных сил. Можно дать следующее определение этому термину. Постиндустриальное общество — это созданное на основе научно-технического прогресса и внедрения его достижений общество «высокого массового потребления», где основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания. Переход к новому типу цивилизации произошел благодаря очередной цивилизационной революции, именуемой Э. Тоффлером «третьей волной» /1/. Концепция «третьей волны», как и концепция Д. Белла, предполагает переход к «четвертому» информационному сектору экономики, следующему за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Кроме информационной революции новый тип цивилизации характеризуется еще двумя взаимосвязанными процессами: глобализацией и биотехнологической революцией.
Термин «глобализация» появился относительно недавно – в первой половине 1990-х гг., хотя тенденция к усилению взаимосвязей различных человеческих обществ, локальных цивилизаций наметилась уже давно. Глобализация (от лат. globus – шар, фр. Global – всеобщий) – объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества. По мысли В.М. Межуева, это «…объективный процесс, в ходе которого мир как бы стягивается в единое пространство, существующее по общим для всех законам и в едином для всех режиме времени» /2, с. 363/. Глобализация – результат многовековых количественных и качественных трансформаций как в общественном развитии, так и в системе «общество-природа». Она во многом обусловлена Великими географическими открытиями, развитием промышленности, информационным взрывом и пр.
Основные предпосылки глобализации:
1. Производственные, научно-технические и технологические: резкое возрастание масштабов производства; быстрое распространение знаний в результате научного или других видов интеллектуального взаимообмена.
2. Организационные: образование международных форм осуществления производственно-хозяйственной деятельности (транснациональные корпорации), духовной, политической, социальной деятельности (транснациональные гуманитарные и филантропические движения, опирающиеся на группы волонтеров по всему миру, движение зеленых, правозащитные организации и пр.).
3. Экономические: либерализация торговли товарами и услугами, рынков капитала и другие формы экономической либерализации.
4. Информационные: радикальное изменение средств общения (Интернет, сотовая связь, базы данных и пр.).
5. Политические: возрастание международных связей, унификация структур гражданского общества и структуры политической демократии.
6. Социально-культурные: взаимопроникновение языков (билингвизм, предполагающий существование английского языка наряду с языком национальной культуры), обмен культурными ценностями, идеями и пр.
Можно выделить два существенных аспекта глобализации. Во-первых, цивилизация становится глобальной в том смысле, что деятельность людей приобретает такие масштабы, что последствия этой деятельности изменяют состояние всей планеты, следствием чего является возрастание глобальных проблем и рисков. Во-вторых, идет формирование единого, взаимосвязанного человечества, единого целостного социального мира. Однако это не означает, что все объединяется со всем, что возникает некий конгломерат всего и вся. Целостный мир формируется на основе движения к более развитой, т.е. постиндустриальной системе. Основные параметры всей глобальной цивилизации (характеристики технологии, информационной сферы, социосферы, пространства цивилизации и т.д.) в конечном счете задаются наиболее продвинутыми в цивилизационном отношении постиндустриальными странами.
Зачастую путают понятие «глобализация» с более узким по содержанию понятием «глобализм». Глобализм – это идеология, направленная на освобождение экономики от власти национальных государств, ее выход за рамки любой национально-государственной идентичности, т.е. полная деполитизация хозяйственной жизни. Как пишет немецкий социолог Ульрих Бек, «глобализмом я называю понимание того, что мировой рынок вытесняет или подменяет политическую деятельность, для меня это идеология господства мирового рынка, идеология неолиберализма» / 3, с. 23/. Глобализация, порождающаяся, прежде всего, характером производства, требует интеграции национальных хозяйств в мировую экономику, приводит постепенно к стиранию любого рода границ: политических, социальных, культурных. Однако это размывание не всегда приводит к хорошим результатам.
У глобализации, как и у любого процесса и явления, есть свои положительные и отрицательные стороны, причем, как правило, они тесно связаны и являются проявлением переходности и цивилизационной пестроты современного мира.
Последствия глобализации:
Позитивные последствия:
1) Создание устойчивого экономического роста и экономические выгоды, вытекающие из международного разделения труда, оптимизации отдачи инвестиций, экономии на масштабах производства, сокращения издержек и снижении цен, ускорения потоков обмена товарами, услугами, научными, культурными и техническими достижениями.
2) Стимулирование дальнейшего развития новых технологий и распространение их среди стран.
3) Снятие напряженности в отношениях между странами и народами; значительное уменьшение опасности мировой войны.
Негативные последствия:
1) Утрата суверенитета национального государства в политике, юридической сфере, т.е. в сфере принятия и исполнения законов. В результате возникают противоречия между глобально устанавливаемыми правами человека (Европейским судом по правам человека, Международным трибуналом по военным преступлениям и пр.) и национальным суверенитетом.
2) Увеличение уровня миграции, главным образом, миграции с цивилизационной периферии в цивилизационно продвинутые центры цивилизации. В потоки миграции включаются выходцы из бедных перенаселенных наций и этносов, гастарбайтеры, студенты, специалисты, не нашедшие применения в своих странах и т.д.
3) Нарастание разрыва в качестве жизни различных частей человечества, неравномерность распределения преимуществ от глобализации, что создает напряжение, конфликты.
4) Возникновение ряда фундаментальных глобальных взаимосвязанных проблем современности: энергетической, экологической, продовольственной, демографической и пр.
5) Стирание с лица земли оригинальных национальных культур, традиций, религий, превращение их в единую унифицированную безличную цивилизацию, конфликты на религиозной, этнической почве и пр.
В.М. Межуев полагает, что положительным следствием глобализации является предоставление людям, независимо от их национальности и места проживания, равных прав на знание и культуру, что обеспечивает их культурный рост и развитие (а следовательно, и рост их материального благополучия) в любой точке земного шара. «Экономическое равенство людей обеспечивается их культурным равенством, в достижении которого, очевидно, и следует усматривать главную цель глобализации. Только при этом условии можно примирить с глобализацией разные народы» /2, с. 368/. Речь идет не о глобализации культуры, а о глобализации способов ее трансляции и распространения в обществе. Так, например, Интернет, будучи глобальной информационной сетью, способствует распространению разнообразной информации, предназначенной для самого разного пользования. Задача всего мирового сообщества – достижение культурного равенства в условиях пока еще сохраняющегося экономического неравенства. И, как отмечает В.М. Межуев, «свою задачу глобализация должна видеть не в создании какой-то одной – глобальной – культуры, а в формировании информационной сети, позволяющей доставлять плоды многих культур в разные точки планеты, сокращая тем самым расстояние между ее творцами и потребителями»
- 1. Милетская философская школа.
- 2. Школа Пифагора Пифагорейское учение о числах
- Гармония в пифагорейской философии
- Пифагорейское учение о вселенной
- Пифагорейское учение о переселении душ
- 3. Атомистика
- 4. Элейская философская школа.
- 5. Гераклит
- 6. Сократ и его учение.
- 7. Платон и его философское учение.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Стоики и киники.
- 10. Эпикурейцы
- 11. Неоплатонизм
- 12. Патристика
- 13. Августин Блаженный.
- 14. Средневековая философия (общая характеристика).
- 15. Фома Аквинский.
- 16. Философия эпохи Возрождения.
- 17. Философия нового времени
- 18. Ф. Бэкон и его философское учение.
- 19. Философское учение р. Декарта.
- 20. Основные цели Просвещения.
- 21. Философия Канта, её характерные черты.
- 22. Система и метод Гегеля
- 23. Философия истории Гегеля.
- 24. Ницше.
- 25. Философия хх века.
- 26. Бытие, сущее и универсум.
- 27. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
- 28. Познание.
- 29. Понятие субъекта и объекта.
- 30. Мировоззрение.
- 31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
- 32. Философия и наука (общее и различия)
- 33. Проблема человека в истории философии
- 34. Биологическое и социальное в человеке
- 35. Понятие свободы и его эволюция.
- 36. Проблема истории и исторического процесса
- 37. Основ.Проблемы социальной философии
- 38. Структура общества и его система. Общество и его структура
- Структура общества
- 39. Философия культуры.
- 40. Мораль и нравственность.
- Что такое мораль и нравственность
- Сравнение морали и нравственности
- 41. Ценности, их природа и классификация.
- 42. Проблема истины.
- 43. Наука как вид духовного производства
- 44. Феномен культуры в философии.
- 45. Религия как предмет философской рефлексии.
- 46. Философско-религиозная антропология.
- 47. Современная общепланетарная цивилизация.
- 48. Информационное общество.
- 49. Глобальные проблемы.
- 50. Взаимодействие цивилизации, сценарии будущего.