48. Информационное общество.
Информационное общество– социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации /4, с. 48/.
Черты информационного общества:
1. Рост сектора услуг и роли услуг в промышленности и сельском хозяйстве.
2. Господство экономики, основанной на гибкости производства, потребления и гибкости рынков.
3. Распространение гибкой специализации и гибкой занятости.
4. Трансформация категорий пространства и времени под влиянием информационных технологий (виртуальная реальность).
5. Господство сетевых форм организации и деятельности. Разрушение привычных иерархий.
6. Расширение сферы действия рыночных критериев (включение в эту сферу информационных аспектов жизни общества).
7. Возникновение информационного неравенства, которое, накладываясь на традиционное неравенство, углубляет социальную дифференциацию.
8. Господство корпоративного капитализма как способа производства. Центральная роль в мировой экономике огромных корпораций.
9. Рост количества информационного мусора. Расширение масштабов манипуляции информацией («управление восприятием») и кризис сферы публичной информации.
10. Взаимный контроль общества и государства.
11. Возникновение нового типа войн – информационных войн.
12. Размывание, относительность знания и смыслов, эклектичность культуры и самой жизни.
13. Возрастающее количество знаков и возрастающая сложность в установлении смысла знаков.
14. Неустойчивость и нестабильность как характеристика постсовременности.
Главной ценностью информационного общества является информация. Информация понимается здесь предельно широко: это и наука, и новая технология, и новое содержание интеллектуального труда, и особая отрасль производства, и многое другое. Информация, информационные технологии проникают буквально во все сферы человеческого бытия. Вопрос стоит уже об информатизации всего общества, всей его жизнедеятельности, включая повседневную жизнь людей. Одно из важнейших свойств информации – ее свободное циркулирование, что в корне подрывает бюрократические и иные закрытые, «теневые» структуры общества. Информация в этом смысле требует демократии и работает на нее. Производство информации и знаний имеет тенденцию превращения в массовое. Массовое производство вещей уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.
Процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
• медиатизацию– процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
• компьютеризацию– процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
• интеллектуализацию– процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Становление информационного общества невозможно без мощного арсенала технических средств и развития техносферы. Техносфера– такая сфера, где техническая деятельность человека становится важным фактором, влияющим на состояние биосферы и определяющим развитие современной цивилизации. Новый мир человека (техносфера) – область реального бытия техники и технологий, глобальная синтетическая среда, синтез естественного и искусственного с явным перевесом в пользу последнего, созданная человеком оболочка Земли, в которой осуществляется его предметно-практическая и преобразовательная деятельность. В техногенной цивилизации техника и высокие технологии выступают определяющим фактором развития.
Положительные стороны развития техники и технологий:
1) решение многих проблем, таких как улучшение качества образования, искоренение различных, в том числе неизлечимых болезней, решение проблемы голодающих из отсталых стран;
2) простота и удобство технических устройств, облегчающих нам жизнь;
3) экономия времени, освобождение от выполнения насущных дел.
Отрицательные стороны развития техники и технологий:
1) рост материального благосостояния в ущерб духовным потребностям;
2) господство «массовой культуры», отчуждающей личность от высоких идеалов и традиционных ценностей, например, ценностей семьи;
3) рост специализации в профессиональной деятельности, приводящей к обеднению и разрушению целостности личности;
4) манипуляция индивидуальным и массовым сознанием;
5) повсеместное увлечение компьютерами способно негативно отразиться на физиологии детского мозга и вызвать пандемию болезни дефицита внимания (attention deficit disorder, ADD) и депрессии у детей;
6) затрата времени на следование моде, рекламе, отбору торговых марок, необходимость правильно делать покупки, заниматься установкой, обслуживанием и усовершенствованием купленной техники;
7) трансформация реальности: появление суррогатов, виртуальной реальности, кибергов, различных подделок, стилизованных под подлинники;
8) возможность техногенных катастроф, угрожающих обществу и природе и пр.
Следует сказать, что сами по себе высокие технологии и техника нейтральны, но в руках политиков, дельцов, ревнивцев, завистников, маньяков, преступников и мошенников они превращаются в мощное идеологическое, политическое, коммерческое и зачастую смертельное оружие, действующее сразу и наповал, как, например, в случае техногенной катастрофы, или постепенно, когда речь идет о медленном изменении массового сознания и подмене гуманистических ценностей на ценности вещные, материальные. Как всегда проблема заключена в самом человеке, его нравственном воспитании, совести, наличии общечеловеческих ценностей. По мысли В.М. Розина, «…дело не в технике, а в том типе социальности, который сложился в последние столетия… Сложившийся тип социальности нас больше не может удовлетворять… Любой социум и культура предполагают технику, но не определяются полностью последней» /5, с. 106/.
Важной составляющей постиндустриальной цивилизации является биотехнологическая революция, которая напрямую связана с информационной революцией (развитием знаний, компьютеров, техники). Результатом ее является искусственное выведение новых сортов растений и пород животных, производство эффективных лекарств, искусственное управление развитием человека и пр.
Сердцевиной биотехнологической революции является генетическая революция. Появление генетики, генной инженерии, других областей молекулярной биологии обусловлено не только самими законами развития науки и техники, но и очевидными вызовами, сделанными человечеству. Это и нарастание в мире количества врожденных болезней, и ухудшение здоровья людей в связи с экологическими загрязнениями, и резкое снижение рождаемости в некоторых развитых странах мира, и обострение в мире продовольственной проблемы в связи с ростом населения и истощением земель и других пищевых ресурсов.
К потенциалу генной инженерии чаще всего относят:
1. Излечение человека от болезней или изменение к лучшему всего организма через перекомбинацию генов и нуклеотидов на уровне зародышевой клетки.
2. Ремонт клеток на локальном уровне.
3. Получение новых необычайно урожайных сортов растений в кратчайшие сроки.
4. Выведение новых пород рыб и животных, дающих много мяса и молока.
В биотехнологической революции выделяются 3 этапа:
1. Генетическая диагностика.
2. Генетическая диагностика и генетическая терапия.
3. Генетическое совершенствование человека.
К основным проблема первого этапа относятся:
1. Некоторые продукты нового искусственного растительного мира могут сводить на нет действие антибиотиков в процессе лечения болезней.
2. Мясо быстрорастущих свиней небезвредно, ибо боров, которому введен ген гормона роста, болеет язвой желудка, артритом, дерматитом и т. п.
3. Выявление потенциальных заболеваний при ранней генетической диагностике в ситуации неразвитости генетической терапии зачастую не решает проблемы, а создает их: ведет к генетическойдискриминации, создает возможность евгенических мероприятий со стороны государства, нарушающих права человека, в частности, возможность регулирования брачных отношений, деторождения и т. д.
4. Обостряются проблемы, связанные с такими социальными ценностями, как равенство и справедливость.
5. Серьезной антропологической проблемой является сильное экзистенциональное и психическое напряжение, вызванное невозможностью на данный момент излечения смертельных заболеваний (рак, СПИД и пр.).
6. Возникает кризис этики, когда при выявлении серьезных потенциальных заболеваний у эмбриона требуется принять решение о будущем нерожденного человека: аборт или обречение на страдания.
В настоящее время в развитых странах мира генетическая революция уже стоит на пороге своего второго этапа - этапа, когда становится возможной генетическая терапия, т.е. не только диагностирование, но и лечение некоторых генетически обусловленных болезней. Одной из первоначальных форм генетической терапии стало производство препаратов против врожденных недугов методами трансгенеза, т. е. путем пересадки человеческих генов животным. Из организма животных извлекают яйцеклетки, в них включают необходимые человеческие гены, затем яйцеклетки оплодотворяют и полученные эмбрионы имплантируют в организм животных. Таким образом был введен человеческий ген в организм овцы и овца стала производить вещество, вызывающее свертывание крови, так называемый «фактор 9». Этот продукт вводится потом больным гемофилией наподобие инсулина, и человек может жить без боязни кровотечений.
Где-то через 10-15 лет в развитых странах станет возможным решение задач третьего этапа генетической революции — этапа генетического совершенствования человека. Это еще в большей степени может усугубить социальное неравенство. Богатые получат возможность приобрести необычно высокий уровень здоровья и необычно развитые способности. Правда, возникает вопрос - кто возьмет на себя право определять критерии совершенствования человека? Возможности технологии, реклама и погоня за прибылью биотехнологических и медицинских фирм могут привести к тому, что будут навязываться экзотические критерии типа голубого цвета кожи, который возникает при дефиците редкого фермента. Если за критерии брать телесные свойства звезд шоу-бизнеса и Голливуда, то следование им весьма уменьшит генетическое разнообразие, которое является совокупным человеческим богатством. Подобное вмешательство искусственного в человеческую природу может привести к серьезным отрицательным антропологическим последствиям. Более того, совершенствование может обернуться тем, что те или иные социальные структуры будут направлять усилия генетиков на выведение пород людей с заданными свойствами для эффективного осуществления тех или иных видов труда.
Таким образом, последствия все расширяющегося искусственного вмешательства в естественные процессы с развитием цивилизации становятся все более многообразными и все менее подлежащими учету. Так появляются характеристики нового типа социальных отношений, например, «общество риска».
Понятие «общество риска», введенное У. Беком, сегодня широко используется в различных социальных науках, а сам интерес к этой теме обусловлен небывалыми последствиями, которые порождены в ходе индустриализации и модернизации: загрязнениями, промышленными авариями, ядерными взрывами, вырубкой лесов, изменением климата, управлением наследственным аппаратом человека и пр.
Согласно У. Беку, «общество риска» – это общество, производящее технологические и социальные риски (прежде всего индустриальные) риски, а возрастающие тенденции глобализации порождают появление универсальных для всех обществ опасностей глобальных рисков. Таким образом, выделяется социокультурный контекст общества риска.
У. Бек отмечает значимые социальные особенности риска:
1. Риск всегда создается в социальной системе.
2. Объем риска является функцией качества социальных отношений и процессов.
3. Степень риска зависит от экспертов и экспертного знания.
Э. Гидденс также полагает, что риск является результатом модернизации и активизируется процессами глобализации. При этом любое действие/бездействие индивида в условиях современного общества рискогенно, т.е. несет в себе опасность непредсказуемых результатов в будущем. Доверие (trust), по Э. Гидденсу, является одной из возможностей минимизации риска.
Н. Луман обращается к онтологическим основаниям изучения риска: риск ставит под вопрос рациональную природу деятельности человека. Луман вносит важное различение понятий риска и опасности. Последнее основано на природе наблюдаемых явлений и зависит от позиции наблюдателя. Что для одного является риском, для другого - опасность. К примеру, риск (как риск в результате решения) может накапливаться, аккумулироваться, однако для того, кто принимает решение, опасность остается постоянной.
Дж. Ритцер в книге "Макдонализация общества" анализирует последствия компактизации риска: одним из непредвиденных последствий тотальной рационализации становится уменьшение размеров (но не объемов!) риска. Например, тротиловый или ядерный заряд огромной мощности, несущий серьезный риск, может находиться в обычном чемодане. Современные социальные риски проникают в разные сферы общества. Риски сжимаются (компактизируется) в виде промышленных технологий и экспертных знаний. Таким образом, можно определить еще несколько характеристик социального риска в современном обществе. Во-первых, риск становится компактным. Это означает, что риск может концентрироваться в компактных объектах. Во-вторых, социальное производство риска упрощается. Теории риска оказались востребованными современным социально-управленческим анализом (policy analysis) как прагматической отраслью знания, в конечном итоге направленного на снижение неопределенности настоящего.
- 1. Милетская философская школа.
- 2. Школа Пифагора Пифагорейское учение о числах
- Гармония в пифагорейской философии
- Пифагорейское учение о вселенной
- Пифагорейское учение о переселении душ
- 3. Атомистика
- 4. Элейская философская школа.
- 5. Гераклит
- 6. Сократ и его учение.
- 7. Платон и его философское учение.
- 8. Философские взгляды Аристотеля.
- 9. Стоики и киники.
- 10. Эпикурейцы
- 11. Неоплатонизм
- 12. Патристика
- 13. Августин Блаженный.
- 14. Средневековая философия (общая характеристика).
- 15. Фома Аквинский.
- 16. Философия эпохи Возрождения.
- 17. Философия нового времени
- 18. Ф. Бэкон и его философское учение.
- 19. Философское учение р. Декарта.
- 20. Основные цели Просвещения.
- 21. Философия Канта, её характерные черты.
- 22. Система и метод Гегеля
- 23. Философия истории Гегеля.
- 24. Ницше.
- 25. Философия хх века.
- 26. Бытие, сущее и универсум.
- 27. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
- 28. Познание.
- 29. Понятие субъекта и объекта.
- 30. Мировоззрение.
- 31. Специфика философского знания. Место философии в системе наук.
- 32. Философия и наука (общее и различия)
- 33. Проблема человека в истории философии
- 34. Биологическое и социальное в человеке
- 35. Понятие свободы и его эволюция.
- 36. Проблема истории и исторического процесса
- 37. Основ.Проблемы социальной философии
- 38. Структура общества и его система. Общество и его структура
- Структура общества
- 39. Философия культуры.
- 40. Мораль и нравственность.
- Что такое мораль и нравственность
- Сравнение морали и нравственности
- 41. Ценности, их природа и классификация.
- 42. Проблема истины.
- 43. Наука как вид духовного производства
- 44. Феномен культуры в философии.
- 45. Религия как предмет философской рефлексии.
- 46. Философско-религиозная антропология.
- 47. Современная общепланетарная цивилизация.
- 48. Информационное общество.
- 49. Глобальные проблемы.
- 50. Взаимодействие цивилизации, сценарии будущего.