2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
Европоцентристски настроенные ученые иногда отрицают факт существования философии на Востоке. Они говорят, что в этом
регионе существовали лишь религиозная мысль, мифические сказания, обычаи и традиции. Несомненно, восточная философия отличается от западной, поэтому о восточной философии принято говорить отдельно.
Древнее китайское государство – типичная восточная деспотия с крайним социальным неравенством, жесткой социальной иерархией, абсолютной властью обожествляемого главы государства. Поэтому в Китае преобладала практическая философия, представителей которой занимали вопросы управления.
Основателем конфуцианской философии был Кун Фу Цзы, ставший известным в Европе через два тысячелетия после своей смерти под
именем Конфуция. Предметом учения Конфуция является искусство управления государством, которое он отождествляет с искусством справедливости и нравственности. Политика у него, таким образом, тождественна этике.
Обращаясь к главному предмету своих размышлений – к обществу, Конфуций находит его состояние неудовлетворительным. Это состояние вызывает у него скорбь, ибо мораль не совершенствуется, изученное не повторяется, принципам долга не следуют, недобрые поступки не исправляют. Социально-нравственный идеал Конфуция в прошлом, - во всяком случае, ему так кажется. Думая, что возвращается к старому, Конфуций создает новое этическое учение, в центре которого стоит Дао как нравственный закон, как человеколюбие, как нравственный идеал. Конфуций формулирует высшую моральную заповедь: «Не делай другому того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».
В основе конфуцианского идеала управления – не насилие, а сила нравственного примера. В соответствии со своей патриархальной теорией государства ключ к достижению повиновения низов Конфуций видит в повиновении детей своим родителям. Почтительность к родителям и уважение к старшим – это не только основа человеколюбия, но и основа социального повиновения. Таким образом, конфуцианское представление об обществе основано на идее личностных взаимоотношений. В этом отношении конфуцианство играло прогрессивную роль, поскольку своим упором на нравственный фактор управления стремилось умерить физическое насилие правящего класса. В управлении народом конфуцианство отдавало первенство морали перед правом, убеждению и силе примера перед принуждением.
Социально-этической проблематике подчинено и конфуцианское учение о знании: «знать, значит знать людей». Высшее знание – знание врожденное, но оно встречается у немногих людей: «Те, кто обладает высшим знанием, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знание благодаря учению».
В отличие от конфуцианства по преимуществу этико-политического учения, даосизм серьезно занимается вопросами объективной картины мира: проблемами бытия и небытия, становления, единого, многого.
Само название школы – даосизм – говорит о том, что в основу своего мировоззрения даосы положили «Дао». Но если для конфуцианцев «Дао» - путь развития Китая и путь нравственно-политического поведения человека, то для даосов «Дао» - всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Это первоначало, первооснова и завершение всего существующего и происходящего не
только в Поднебесной, но и в самом мире. Оно вместе с тем и общий
закон мироздания.
Наиболее сложным в даосизме является учение о двух «Дао». Даосы различают безымянное Дао и Дао, обладающее именем. Как правило, современные исследователи понимают под первым, безымянным Дао, небытие, а под Дао, имеющем имя – бытие. Тогда картина мироздания, созданная даосами, выглядит следующим образом: небытие первично. Это и есть Дао, не имеющее имени. Оно не имеет имени, ибо, назвав его, мы тем самым превращаем его в бытие. Таким образом, небытие порождает бытие. Бытие – это Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого являются небо и земля.
Поскольку Дао без имени – первооснова, то все вещи постоянно к нему возвращаются, обретая покой. Это возвращение – единственно постоянное в мире.
Двум Дао соответствуют два вида знаний. Знание о безымянном Дао мистично. Об этом виде знания говорится, что оно заключается в молчании: «Тот, кто знает – не говорит. Тот, кто говорит – не знает». Это знание доступно не всем людям, а только совершенномудрым, которые, будучи лишенными страстей, видят за борьбой гармонию, за движением покой, за бытием – небытие.
Дао в конечной форме – это мир вещей, опирающийся непосредственно на дао, имеющее имя. Оба вида знания взаимосвязаны.
Этический идеал в даосизме – совершенномудрый. Главное его качество – недеяние. Принцип недеяния положен даосами в основу их концепции управления. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим путем. Он ни во что не вмешивается. Поэтому «лучший правитель тот, о котором народ знает, что он существует». Ведь, «когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда правительство деятельно, народ становится несчастным».
Даосы были оппонентами не только конфуцианцев, но и легистов (законников – от лат. Legis– закон).
Легисты противопоставляли конфуцианскому ритуалу свой закон, понимаемый ими исключительно как наказание. В системе управления они целиком отказались от убеждения и целиком перешли к политике принуждения и наказания. Совесть они заменили страхом, в котором видели главный рычаг управления. Легисты упраздняли личные отношения между людьми, заменяя их правовыми отношениями. Законники завершили происходивший в Китае процесс обесценивания знатности. Они выдвинули концепцию равных возможностей, согласно которой должности должны замещаться людьми способными.
Для легизма в целом характерны:
- концепция систематического обновления аппарата;
- концепция равных возможностей;
- концепция четкой градации внутри правящего класса;
- концепция круговой поруки и личной ответственности.
Легизм, как идеология, разобщая народ, не мог получить распространения и потому в 136 г. до н.э. на смену ему приходит конфуцианство, с некоторой примесью легизма, которое было возведено в ранг государственной идеологии Китая и оставалось таковой вплоть до революции 1911 г.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.