26. Принципы диалектики и её альтернативы
К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:
1. Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности, так что не существует абсолютно изолированных тел; каждое тело взаимосвязано непосредственно или опосредованно с другими телами в мире. Взаимодействие и взаимообусловленность явлений в мире происходит по связям различной природы.
2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
Категорию «развитие» следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».
3. Принцип системности: каждый объект в мире представляет собой определённую систему взаимосвязанных частей и элементов, обладает определённой структурой и предстаёт как нечто единое.
4. Принцип материального единства мира: не существует сверхъестественных миров, существует только естественный материальный мир, все происходящие в мире явления и процессы, какими бы диковинными они не казались, представляют собой проявления свойств того или иного вида материи.
25. Диалектика есть постижения разногласий в их единстве. Гегель Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. Т.е. диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание. Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии? Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению. Самодвижение в таких организованных и целостных системах, как общество, организм, биосфера и т.п., осуществляется как саморазвитие, т.е. как самопереход на высший уровень организации. Самодвижение и саморазвитие - важные моменты диалектики как теории развития. Саморазвитие "генетически" вырастает из самодвижения как неотъемлемого атрибута материи. Самодвижение отображает изменение явления, вещи под действием внутренних разногласий, им присущих. Внешние факторы не детерминируют движение, а лишь его модифицируют. Что же такое движение, изменение? Движение, изменение - это внутренне связано единство бытия и небытие, тождественности и отличия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение, изменение можно постигнуть лишь в том случае, когда рассматривать его противоречивые стороны в единстве и взаимодействия. Следует принять во внимание лишь одну его сторону и проигнорировать другую, как движение, изменение станут непонятным. Такой самый результат будет тогда, когда мы станем рассматривать их не во взаимодействии, а отделено. Так как движение - это разногласие, свидетельство того, что тело может двигаться лишь тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. Это единство противоположностей, которые взаимно предусматривают одна одну. За Гегелем, "принцип всякого самодвижения в самый раз и заключается ... в изображении разногласий. Что-то двигается не потому, что оно... в этом ...находится здесь, а в другом ... там, а лишь ...потому, что оно находится здесь и не здесь..., одновременно и находится, и не находится... Движение является самым разногласием''. Постоянное возникновение и решение данного разногласия и является движением. Он, как известно, есть абсолютным, неотъемлемым атрибутом всего сущего. Поэтому развитие можно считать высшей формой движения и изменения, точнее, сущностью движения, а движение можно определить как любое изменение явления или предмета. Диалектика как философская теория развития опирается на такие фундаментальные понятия, как связь, взаимодействие, отношение. Понятие связи есть одним из важнейших в диалектике. Процесс познания всегда начинается из выявления связей. И любая научная теория строится на выяснении существенных связей. Понятие связи есть исходным для понимания универсальных (глобальных) связей объективной действительности. Что такое связь? Понятие связи отбивает общность вещей и явлений, разделенных в пространстве и времени. Существуют разнообразные связи. Они классифицируются в зависимости от признаков, которые ложатся в основу той или другой классификации. Например, в зависимости от уровня организации и форм движения материи, связи могут быть механические, физические, химические, общественные. Общественные связи в свою очередь могут быть производственные, классу, национальные, родственные, групповые, личные и т.п.. Связи могут быть также объективными и субъективными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, простыми и сложными, необходимыми и случайными, причинными и наследственными , постоянными и неустановившимися, постоянными и временными, прямыми и опосредствованными, повторяемыми и неповторяемыми и т.п.. Связи могут быть также единичными, общими и всеобщими. Понятно, что очень важными для науки и практики есть закономерные связи, их познание. Для понимания диалектики как теории развития важным есть понятия "взаимодействие", что отображает процессы взаимовлияния разных объектов один на один, изменение их залога, взаимопереход, а также порождение одних объектов другими. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер. Это то первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем материю, которая двигается. Гегель утверждал, что взаимодействие выступает "взаимной причинностью" взаимно обусловленных субстанций. В мире существуют только вещи, их свойства и отношения. Каждая вещь имеет свои свойства, которые есть ее определенными отношениями с другими. Вещь имеет способность быть самой собой и другой, в зависимости от ее связей с внешним миром. Вещь имеет свойство вызвать то или другое в другом и лишь ей присущим чином проявляться в соотношении с другими вещами. Т.е. вещь обнаруживает свои свойства лишь во время соответствующего отношения к другим вещей. Отсюда вытекает вывод о философской весомости такой категории, как отношение, которая характеризует взаимозависимость элементов определенной системы.
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: