21. Проблема сознания в философии
1. отражение – всеобщее св-во материи
2. происхождение сознания
3. сознание и самосознание. Структура и функции самосознания
1)в целом можно выделить 4 основных подхода к проблеме сущности и происхождения сознания.
1. материалестический, метафизический – Фр материализм 18 в. Фрейд, Фейрбах, все биологизаторские концепции человека. Сознание понимается как функция мозга, автоматически возникающую в связи с развитием мозга, аналогично функции любого внутреннего органа. Вульгарный материализм – Фогт, Малешот. Они не отличали по качеству материю и сознание. Т.к. сознание оно сводили к нейробиологическим процессам в мозге.
2. материалистический, диалектический – антропологи, прсихологи, социологи. Сознание понимается как отражение материальной действительности в идеальных образах и понятиях, для которых, кроме физиологических условий(здоровый мозг) необходимы социо-культурные условия, абстрактна-логическое мышление, трудовая деятельность.
3. объективно-идеалистический – Платон, Гегель, любая религиозная философия. Сознание понимается как функция: надиндивидуальная, т.е. принадлежащая богу; индивидуальная, производное от божественного, космического.
4. субъективно-идеалистический – экзистенциализм, эмперио-критицизм, Кант. Сознание – как индивидуальное, первичное, творческое, исходное по отношению к материальной действительности.
В диалектике понимание сознания – отражение, т.е. свойство высокоорганизованной материи мозга осваивать действительность в форме идеальных образов, понятий, т.е. Сознание – свойство отражения, присущее любой материи. Отражение – сторона, аспект любого взаимодействия; способность объектов к воспроизведению в изменениях своей структуры и свойств воздействующих но них объектов. Отражение – это не только внешняя реакция, нон связано с внутренними изменениями системы.
В эволюции свойства отражения можно выделить несколько форм:
физическое отражение – пассивное, зеркальное
химическое – избирательность
биологическое – раздражимость, самоощущение
психическое – опосредованное, т.е. появление мышления
сознательное – абстрактно-логическое мышление, способность к постановке целей.
20. ) ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Пространство и время широко используются различными науками. Это понятие используется различными науками постольку, поскольку пространство и время является всеобщими свойствами материи. Понятие пространство и время отражают свойства бытия как наличие пространств и временных характеристик у всех материальных образований. Определенное положение объекта по отношению к другому. Существует различные представления о пространстве и времени. И. Кант, пространство и время рассматривал априорными (врожденными) формами чувственности (отрицая объективные формы пространства и времени.) Все субъективные идеалисты отрицают . Пространство и время рассматривают, как упорядоченные системы ощущения, кроме ощущений ничего не существует. Задачи ума заключаются в упорядочивании этих ощущений ближе дальше, выше ниже и получается пространство. Упорядочивается в отношении длительности, последовательности, смены и.т.д в результате этого появляется время. После создание теории относительности некоторые физики отрицали объективный характер пространств и времени, опираясь на принципы относительности, поскольку нашли знания о пространстве постольку не природа нам, дает их, а мы даем их природе, знания. СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. С точки зрения здорового смысла все тела движутся в пространстве и времени. Из этого вывод: что пространство и время существуют сами по себе независимо от объектов. Такой взгляд фиксирует первая субстанциональная концепция. Это концепция допускает существование пустого пространства и пустого времени. Таких взглядов придерживались многие естествоиспытатели (Ньютон). ПО Ньютону существует абсолютное пространство и абсолютное время Они безотносительны к движущемся объектам . Согласно реляционной концепции пространство и время органически связано их движения - эта концепция отрицает. (Августин Блаженный) - время есть как иное отношение вещей.
19. Движение-способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований. Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи.Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи:механическую-пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов;физическую-охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы;химическую-вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения;биологическую-взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов;социальную-вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы.Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др.Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем.Неразрывная связь движения с материей-важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность ипротиворечивость.Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи.
В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между небытием и бытием всего единично сущего. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так же как и сама материя, несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины.
В бесконечном потоке Д. всегда присутствуют моменты дискретной устойчвости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой,таким образом, существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный П. невозможен, ибо обрести его – значит перестать существовать.
Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи. Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: