logo
философия ответы

32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.

Познание– есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей.  Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое – факт сознания.  Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой.  Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно: Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ).  Наглядность и предметность возникаемых образов.  Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств.  Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях.  Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания.  Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит:  От самих объектов  От прошлого опыта  От психологического состояния и здоровья человека.  Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них.  Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения ( фантазии, мечты ). 

Субъект и объект познания

Любая деятельность как человечная форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие объекта и субъекта. Субъект – это носитель материальных и духовных ценностей, источник активности направленный на объект. Объект – это противопоставление субъекту, на что направлена его деятельность. В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выражается из материального, приобретает самостоятельность и отношения: субъект – объект, выступает как отношение субъект и объект познания. Субъект познания – носитель познавательной деятельности, направленной на объект. Объект познания, то на что направлена познавательная деятельность субъекта. В разных учениях субъект и объект познания трактуется по-разному. В материализме 17-18 веков объект рассматривается как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект как индивид, пассивного восприятия. Объект – позиция содержательности. В идеалистической системе субъект выступал как активное начало, под субъектом понималось имя индивидуальное сознание, объект в виде комбинации ощущений, либо как разум мировой – Бог. Существует теория субъективного познания: учение о 3 мирах. Первый является физический мир, вторым психический мир. Третий мир возникает в результате их взаимодействия: теоретические системы, проблемы, аргументы содержащиеся в книгах, журналах и т. д. (Поппер). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, поэтому познавательная деятельность ее результат содержит в себе и то и другое.