32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
Познание– есть социальное, исторически развивающееся отношение человека к миру, процесс отражения в человеческом сознании в форме идеальных образов объективной реальности, осуществляемый в ходе практической деятельности людей. Процесс познания противоречив. Он переводит материальное в идеальное, сигнал, знак, субъективную информацию, физическое в физиологическое и далее в психологическое – факт сознания. Познание имеет в основе 2 уровня отражения, характеризующиеся спецификой их форм и связей этих форм между собой. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств, биологически наследуемых, но развиваемых трудовой деятельностью человека. Для него характерно: Непосредственность ( прямое воспроизведение отражаемого объекта ). Наглядность и предметность возникаемых образов. Воспроизведение объектов со стороны их внешних сторон и свойств. Чувственное познание осуществляется в 3 формах, ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – исходная, элементарная форма чувственного познания и дает представление об отдельной стороне, свойстве объекта (звуке, цвете и т.д.). В ощущении энергия внешнего раздражителя превращается в факт сознания. Однако, мир состоит не из свойств и качеств, а из цельных предметов, явлений, процессов. Охватить эту целостность позволяет восприятие. Восприятие – синтез ощущений, формирующий ценный образ объекта. Оно зависит: От самих объектов От прошлого опыта От психологического состояния и здоровья человека. Оно позволяет видеть мир как взаимодействие предметов и процессов, взаимосвязь качеств и свойств в них. Наглядное воспроизведений прошлых восприятий с помощью памяти рождает “Представление” – образ ранее воспринятого или созданного воображением явления. Представления более расплывчаты, чем восприятия, фиксируют характерное в предмете (общее), могут видоизменять облик предмета за счет воображения ( фантазии, мечты ).
Субъект и объект познания
Любая деятельность как человечная форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие объекта и субъекта. Субъект – это носитель материальных и духовных ценностей, источник активности направленный на объект. Объект – это противопоставление субъекту, на что направлена его деятельность. В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выражается из материального, приобретает самостоятельность и отношения: субъект – объект, выступает как отношение субъект и объект познания. Субъект познания – носитель познавательной деятельности, направленной на объект. Объект познания, то на что направлена познавательная деятельность субъекта. В разных учениях субъект и объект познания трактуется по-разному. В материализме 17-18 веков объект рассматривается как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект как индивид, пассивного восприятия. Объект – позиция содержательности. В идеалистической системе субъект выступал как активное начало, под субъектом понималось имя индивидуальное сознание, объект в виде комбинации ощущений, либо как разум мировой – Бог. Существует теория субъективного познания: учение о 3 мирах. Первый является физический мир, вторым психический мир. Третий мир возникает в результате их взаимодействия: теоретические системы, проблемы, аргументы содержащиеся в книгах, журналах и т. д. (Поппер). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, поэтому познавательная деятельность ее результат содержит в себе и то и другое.
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: