15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
История философии 20 века является очень сложной наукой для понимания и изложения. А. Хюбшер противопоставляет исторический путь Гегеля и естественноисторический путь Шопенгауэра. Гегель критикует рационализм Просвещения и провозглашает принципы схоластической теологии. По пути Гегеля пошли Маркс и Энгельс. Они являлись представителями «веры в прогресс». Но эта вера привела к подводному течению в форме пессимизма и страха перед будущей катастрофой и гибелью европейской цивилизации. Этот страх проявился в работах Байрона и Ницше, в работе «Закат Европы» О.Шпенглера, в работах Ж.А. Гобино, который страшился вырождения и распада высшей расы. Маркс предлагал перенестись из полной опасностей современности в счастливое будущее и утопический рай. Шопенгауэр видел в истории продолжение зоологии. Двигаясь этим путём, Т. Бокль поставил цель перед исторической наукой найти естественнонаучные закономерности в жизни народов. Историческая и естественноисторическая точки зрения по разному рассматривают учение о человеке, т. е. философскую антропологию. У.Джемс (годы жизни: 1842-1910 гг.) начинает развивать свойпрагматизм, с точки зрения этой теории мысль истинна постольку, поскольку вера в неё выгодна для нашей жизни. Если утрировать его рассуждения, то истинна та мысль, которая нам выгодна. Он был готов защищать любое учение, направленное к тому, чтобы сделать людей добродетельными. Функция философии состоит в том, чтобы выяснить то, какая картина мира для меня более выгодна. Теория это инструмент, а не способ ответить на загадки истории и природы. Возникновение психологии, теорий Фрейда и Юнга, заставило антропологов обратить внимание на инстинкты и идти по пути Шопенгауэра. В самом центре антропологических исследований находится экзистенциальная философия. Основателем экзистенциализма стал С. Кьеркегор (годы жизни: 1815-1855 гг.). Представители этого направления искали смысл жизни человека. По пути Гегеля пошли представители логического позитивизма, самым ярким представителем которых был Б.Рассел (годы жизни: 1872-1970 гг.), которые впоследствии отказались от теории Гегеля, т.к. их не устраивал идеализм Гегеля.
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: