Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
Социокультурная ситуация начала Нового Времени. Основные духовные ориентиры в культуре Нового Времени. Возникновение экспериментального естествознания. Эпистемологический конфликт: критика дедукции как научного идеала. Формирование гипотетико-дедуктивного метода. Повышенный интерес к индукции. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма. Формирование эпистемологического идеала. Проблематизация контаминации власти и знания. Влияние мировоззренческих кредо философии Нового Времени “знание – это сила”, “свобода – это познанная необходимость” на формирование стратегически новой модели о рациональном господстве западного человека над миром. Влияние этой мировоззренческой установки на формирование принципиально новых возможностей демонстрации субъективности западного человека в культурной деятельности. Формирование новой рациональности. Наука как “предмет” философских рефлексий. Выявление перспектив рационального освоения мира западным человеком.
Своеобразие немецкой культуры второй половины 18 века и первой половины 19 века. “Коперниканский переворот” в философии. Неизбежность метафизических вопросов. Кантовская трансцендентальная философия как теория познания. Кантовское учение о рассудке и разуме. Кант о диалектике. Кантовская этика моральной воли как этика долга. Общезначимость морального обязательства. Категорический императив как идеальный стандарт для принятия решений. Универсализация максим действия как способ дистанциирования от макиавеллевской стратегии. Моральный закон и уважение как основание гражданского общества и стабилизации отношений между людьми. Кантовская философия права как концепция справедливого урегулирования конфликтов. Философская рефлексия над проблемой о правах человека.
Влияние идей Просвещения и Романтизма на формирование философского учения Гегеля. Гегелевское понимание сущности мышления как основание его философской системы. Феноменология духа как повествование о философском странствии Духа. У истоков формирования концепции диалектического мышления. Категориальный характер диалектического мышления. Учение Гегеля о диалектике. Основные категории диалектики. Принципы диалектики. Понятие развития. Законы диалектического развития. Диалектика как метод познания. Диалектика раба и господина как форма понимания исторического процесса саморазвития. Диалектика раба и господина как поиск социальной идентичности.
Философия права Гегеля и обоснование проблемы примирения индивидуальной свободы с общественной солидарностью. Гегелевская философия семьи. Семья как способ “социализации” индивида и приобщения к обществу и традиции Главные ценности семьи: любовь, взаимная поддержка. Взаимная любовь как основа семьи. Брак и любовь. Семья как способ реализации женского предназначения. Социальная идентичность и традиционная роль мужчины. Рождение ребенка как цель семьи. Создание благополучия и нравственного здоровья ребенку и супругов – задача семьи.
Гегелевские идеи о развитии капитализма. Гегелевская идея о роли государственных служащих, бюрократии в управлении динамичной экономикой. Роль государства в сохранении развивающейся экономики от собственных саморазрушительных тенденций. Роль государственной администрации и корпорации в развитии капитализма.
Антропологическое учение Л. Фейербаха. Феномен религиозного отчуждения. Критика христианской религии Л. Фейербахом. Концепция любви Л. Фейербаха.
Влияние немецкой философии на формирование перспективных возможностей приложения активной деятельности западного человека в целях конструирования и конституирования новой культурной и социальной реальности. Раскрытие потенциала реализации человеческих возможностей в создании мира культуры. Мир Культуры как реальность, конструируемая человеческим Разумом. Формирование модели рационального господства немецкого народа в мире. Влияние мировоззренческих ориентиров немецкой философии на формирование мировоззренческой установки и социокультурной уверенности в потенциальных и реальных возможностях немецкого народа в культурных преобразованиях. Влияние философии немецкого идеализма на формирование стратегии национальной безопасности и национального сплочения немецкого народа, на создание мощного централизованного государства, на формирование национального самосознания.
- Типовая учебная программа
- Оглавление
- 4. Авторы. Пояснительная записка
- 1.3 Задачами преподавания учебной дисциплины “Философия” являются:
- 2. Основные компетенции:
- 3. В процессе изучения дисциплины:
- Содержание Введение
- Основная часть Философия как феномен культуры. Философия, её предмет и функции
- Философия в культурно-историческом контексте.
- Исторические типы философствования в контексте культуры Древнеиндийская философия как феномен восточной культуры
- Древнекитайская философия в период расцвета китайской культуры.
- Философия в античной культуре.
- Феномен философии в средневековой культуре Арабо-мусульманская философия в контексте исламской культуры
- Феномен философии и религии в западноевропейской средневековой культуре.
- Философия в культуре Ренессанса и Реформации..
- Западноевропейская философия в культуре Нового Времени.
- Западноевропейская философия в культуре второй половины х1х в.
- Русская философия как феномен российской культуры х1х – хх в.В.
- Феномен философии в казахской культуре
- Советская Философия в культуре хх в.
- Западная философия в контексте культуры хх в. Канун хх1 в.
- Основные разделы философии. Философия бытия
- Философская антропология.
- Социальная философия.
- Философия культуры
- Философия любви.
- Философия религии
- Философия истории.
- Философия политики
- Философия образования.
- Проблемы философии Проблемы теории диалектики
- Эпистемология
- Философия глобальных проблем.
- Примерный перечень тем семинарских занятий.
- Рекомендуемый список литературы Основная:
- Дополнительная:
- Авторский коллектив: