logo search
Filosofia

2. Гуманистические идеи в философской мысли Беларуси эпохи Возрождения.

Поворотным этапом в развитии белорусской национальной духовности и культуры явилось развёртывание в XVI – начале XVII вв. на белорусских землях общеевропейских процессов Возрождения. Непосредственными выразителями ренессансной культуры были учёные, философы, писатели, художники, книгоиздатели, учителя, врачи. Именно в их среде утверждается и развивается новое, гуманистическое мировоззрение, основу которого составляют учения о свободе.

Особое место в белорусском Возрождении занимает Франциск Скорина (ок. 1490–1551) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист, деятельность которого составила целую эпоху в развитии национальной культуры. Ф. Скорина родился в Полоцке, там же получил начальное образование. После обучения в Краковском университете он стал бакалавром, а затем магистром вольных искусств. Позднее, сдав экзамены в Падуанском университете, получил степень доктора медицины. В 1517 г. Ф. Скорина основал в Праге типографию, где собирался издать все книги библии в переводе на язык, понятный и доступный его соотечественникам. В Праге вышла первая печатная белорусская книга «Псалтирь», а также на церковнославянском языке в белорусской редакции были непечатаны 23 книги Библии из Ветхого Завета. В 1520 г. Скорина переехал в Вильно и основал там первую на территории ВКЛ типографию. Глубоко верующий человек, в религиозных текстах Скорина видит источник мудрости. Религиозные книги для Скорины выступают как универсальный источник знаний о мире, о нормах нравственности, о надлежащем отношении к людям. Скорина – основатель патриотической традиции философской мысли Беларуси. Именно он впервые говорит о важности любви к Родине, готовности служить своему народу, выделяет язык как важнейшее основание духовной интеграции. Для устойчивости общества важно соблюдать законы, которые он подразделяет на неписаные, т.е. данные Богом, и писаные, создаваемые людьми для своего же блага.

Преемниками традиций Скорины стали Сымон Будный (прим. 1530–1593) и Василий Тяпинский (прим. 1540–1603). Деятельность Будного оставила заметный след в истории белорусского Возрождения – открытие типографии в Несвиже, а также издание в 1562 г. на белорусском языке «Катехизиса» и оригинального произведения «Оправдание грешного человека перед Богом» нужно рассматривать как пример большого гражданского мужества философа. С помощью родного языка Будный хотел научить «истинной вере» свой народ.

В своих взглядах на мир Будный исходил не из религиозных догматов, а из научного знания. Свобода мысли белорусского гуманиста проявилась в критике библейских текстов. Он отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Выступая сторонником рационально-натуралистического подхода к религиозно-философским вопросам, Будный выражал прогрессивное требование эпохи, для которой, прежде всего, было характерно обращение к человеческому разуму.

Большой интерес вызывает гуманистическая трактовка Будным сущности человека. Человеческая личность, по мнению Будного, должна быть не только свободной, но и неприкосновенной. Свобода, считает он, даёт человеку возможность самоутвердиться и делает его поистине великим. В решении проблемы свободы Будный уже отходит от признания божественной предопределенности и допускает наличие свободной воли. Именно отсюда вытекает его обоснование права неприкосновенности личности, закрепляемое за шляхтой и мещанами соответствующими положениями. Этим объясняется также отрицательное отношение гуманиста к смертной казни. Подобные взгляды были, безусловно, прогрессивными для своего времени. Будный осознавал их радикализм и не рассчитывал на широкое признание современников, но он выражал надежду, что его мысли будут по достоинству оценены потомками.

Сочинения Будного, его идеи оказали значительное влияние на деятельность В.Тяпинского – видного белорусского гуманиста-просветителя и переводчика. В «Предисловии» к Евангелию Тяпинский подверг резкой критике духовенство, выступавшее противником развития науки и образования. Просветитель ратовал за открытие школ на родном языке, доступных простому народу. Любовь к Родине, горячее стремление помочь её духовному возрождению красной нитью проходят через все «Предисловие» Тяпинского. Здесь получает своё дальнейшее развитие идея Скорины об огромном значении родного языка для развития культуры белорусского народа. Как и знаменитые предшественники, просветитель-гуманист стремился с его помощью пробудить национальное самосознание народа. Возрождение народа Тяпинский видит в распространении просвещения, поэтому он берется за перевод Евангелия на белорусский язык.

Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги (1557–1633). Его социально-политические и историософские взгляды были изложены в «Предисловии» к Статуту 1588 г., а также в письме к архиепископу Юзефу Кунцевичу от 12 марта 1622 г. В письме автор утверждал, что церковь и духовенство обязаны служить интересам общества, оказывая помощь государственным органам в поддержании общественного порядка.

Философы и юристы школы естественного права, как известно, считали, что человек от природы наделен вечными и неизменными, общими для всех людей основными правами. Сапега не был согласен с ними. Он считал, что права придуманы людьми для их общей пользы и создают их те, кто имеет власть. Основное назначение права, по мнению Сапеги, – гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Философ считал, что назначение права – пресечение действий потенциальных преступников и применение наказания для совершивших преступления. Он рассматривал его как узду, которая сдерживает каждого наглеца и насильника. Но самое главное состоит в том, что право обеспечивает людям свободу.

В «Предисловии» к Статуту Сапега подчёркивал, что если государь отступает от своей обязанности и заботится только о личных интересах, а не общем благе, то его называют не государем, а тираном: «Где правит человек по своему усмотрению, там господствует дикий зверь, а где господствует право, там правит сам Бог». Сапега был сторонником юридического просвещения граждан. Он считал, что «гражданин, который своей свободой похваляется, а прав своих знать и понимать не хочет, заслуживает осуждения и презрения». Особенно стыдно не знать тех прав, которые «не чужим, а своим языком написаны».

Гуманизм с его критической и рационалистической мыслью способствовал активизации реформационного движения, распространению просвещения и научных знаний. Он пробудил от средневекового сна общественную мысль Беларуси.