Функции философии.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
мировоззренческую;
методологическую;
мыслительно-теоретическую;
гносеологическую;
критическую;
аксиологическую;
социальную;
воспитательно-гуманитарную;
прогностическую
Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы мировоззрения
Совокупность самых важных убеждений, устанавливающих наше понимание того, что есть окружающий мир, кто мы такие, какова наша связь с миром – есть человеческое мировоззрение. Мировоззрение состоит из убеждений, а не просто знаний. Знание может быть нейтральным. Знание становится элементом мировоззрения, когда оно имеет достаточную широту и обретает личностную значимость. Мировоззрение – это основа жизни, стержень, на который нанизываются наши чувства. Человек по сути таков, каково его мировоззрение. Мировоззрение с трудом поддаётся самонаблюдению. Жизненный смысл мировоззрения заключается в том, чтобы ориентировать наши мысли и действия. Эти ориентиры должны быть прочными, иначе человек не будет иметь представлений о базовых ценностях.
Таким образом, мировоззрение – это совокупность взглядов и представлений, определяющих отношение человека к различным явлениям действительности, его жизненную позицию и ценностную ориентацию.
Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
- обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека);
- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию.
Миф – самая древняя форма мировоззренческого обобщения человеческого опыта. Слово «миф» (от греч. mythos – сказание, предание) многозначно. В древнегреческих мифах повествуется о деяниях героев и богов, творении мира и его познании человеком, происхождении людей и животных, важнейших событиях человеческой жизни, некоторых знаменательных исторических событиях. Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический ( рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Миф опирается на художественно-образное мировосприятие, на внушение, а не на доказательство. На место явлений действительности миф ставит мифологических существ.
Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религия основана на мифах и здесь нет чёткого разграничения, но нет и полного тождества. Однако не все мифы религиозны. Отличительный признак религии – это феномен веры. Вера – это убеждённость в чём-то недоказуемом. Вера появляется тогда, когда что-то не поддаётся объяснению. Например, мы часто верим людям, транспорту и т.д. Это так называемая житейская или практическая вера. Религиозная вера – это вера в реальность сверхъестественных сил, управляющих миром и требующих поклонения. Естественными мы называем природные силы и явления, а сверхъестественные – это более могущественные силы. В людях также есть что-то сверх природное (мысли, сознание, духовность).
Изначально боги мало чем отличались от людей. В толпе богов не все были нравственными. Но со временем появилась идея единобожия. Она утвердилась в иудея-палестинской среде. Монотеистические религии освящают нормы морали.
Религиозное мировоззрение может быть рассматриваемо на двух уровнях: теоретическом и обыденном. Теоретический уровень предполагает концептуальное осмысление религиозных учений, создание правил и норм жизни верующих и духовенства, доказательства сверхестественного происхождения священного писания, богодухновенности священного предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. На обыденном уровне религиозное мировоззрение проявляется в эмоциональной сфере, в переживании личностного религиозного опыта.
Одной из из характерных черт религиозного мировоззрения является удвоение мира на человеческий, реальный и божественный, идеальный при приоритете последнего, что в свою очередь проявляется в идеях провиденциализма, телеологии и креационизма. Провиденциализм – это теологическая концепция истории как промысла божьего, согласно которой любое общественное событие и история в целом имеют своим движущим началом сверхъестественное, утверждают присутствие Бога в мире и являются проявлением его воли. Телеология утверждает, что всё существующее развивается согласно изначально предустановленных целей, при этом данные цели имеют сверхъестественный источник. Креационизм – религиозное учение о творении мира Богом из ничего.
Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего сущего. Причём это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало – созидающее, творящее, производящее.
Для религии характерно признание духовного над телесным, чего нет в мифологии. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделённых сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и др.).
Религиозное мировоззрение связывает людей в социальное целое. Религия даёт готовый набор мировоззренческих убеждений. В этом и есть сила религии. Но она имеет и обратную сторону – религия догматична. Символы веры догматичны, в них нужно верить и не подвергать их сомнению.
- Структура философии.
- Функции философии.
- Философия Древнего Китая. Конфуцианство
- 7. Объективный идеализм Платона.
- 8. Философия Аристотеля.
- 2 . Философское учение Аврелия Августина.
- 3. Философская концепция Фомы Аквинского.
- 2. Пантеизм Николая Кузанского.
- 2. Рационализм Рене Декарта.
- 2. Переоценка ценностей.
- 3. Воля к власти.
- 4. Сверхчеловек.
- 20) Философские идеи мыслителей Беларуси
- 2. Гуманистические идеи в философской мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 3. Философское знание в Беларуси XVII – XVIII веков.
- 4. Философия и развитие белорусского самосознания в хiх – ххi веках.