logo
Filosofia

3. Философское знание в Беларуси XVII – XVIII веков.

В XVII – XVIII вв. духовное развитие Беларуси происходит в особенно сложных, противоречивых условиях. Оказавшись в составе Речи Посполитой, ВКЛ постепенно утрачивает свою политическую и культурную самодостаточность. В этот период католическая церковь, потесненная Реформацией в Западной Европе, предприняла духовную экспансию на белорусских землях. В 1569 г. (год заключения Люблинской унии) в Великом княжестве Литовском начал свою деятельность орден иезуитов. В 1579 г. им была основана Виленская иезуитская академия. Одновременно в ряде городов Беларуси (Полоцке, Несвиже, Орше, Бресте, Гродно, Хойниках, Витебске, Минске, Слуцке, Слониме и др.) возникают иезуитские школы. Полонизация и окатоличивание населения белорусских земель подспудно происходило и через униатство, возникшее в 1596 г. на основе заключения Брестской церковной унии по инициативе иезуитов, части православного духовенства и местных феодалов. Философская мысль в этот период носит полемический характер, дробится на ряд направлений, каждое из которых имеет свои особенности.

Схоластическое направление выразилось в творчестве преподавателей и выпускников Виленской академии, где осуществлялось профессиональное преподавание философии на основе характерной для западноевропейской схоластики опоры на труды аристотеля. Первым ректором академии был известный проводник идей контрреформации и сторонник церковной унии Пётр Скарга (1536 – 1612 гг.).

Известным представителем православно-гуманистического течения являлся Симеон Полоцкий (1629 – 1680 гг.) – общественный и церковный деятель, педагог, философ-просветитель. Его взгляды основывались на религиозных христианских ценностях и их гуманистическом понимании. Он чрезвычайно высоко оценивал философию, считая, что с её помощью человек расстаётся с повадками животного и уподобляется ангелу. С. Полоцкий полагает, что разум – условие нравственного поведения, а не средство добывания отвлечённых знаний и что центр разума находится в человеческом сердце. Человек выступает как связующее звено между природой и Богом и является существом общественным и деятельным. Эта сущность в нём не является врождённой, она воспитывается в семье. Разграничивая религию и науку, С. Полоцкий в то же время считал необходимым компромисс между познанием и верой. Таким образом, в его идеях совмещаются традиции религиозной философии, идеалы гуманизма и православия. С. Полоцкий был приверженцем объединения белорусов, украинцев и русских, считая их единым народом.

В данный период открыто заявило о себе материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов. Наиболее ярким представителем был уроженец брестской земли Казимир Лыщинский (1634–1689). Лыщинский окончил иезуитскую школу в Бресте и Виленскую духовную академию, однако впоследствии резко переменил свои взгляды. Все то, что его как мыслителя волновало, он изложил на латинском языке в труде «О несуществовании Бога». Иезуиты не простили ему отступничества и радикализма воззрений. Лыщинский был привлечен к суду и приговорен к сожжению на костре вместе с его произведением. На просьбу смягчить приговор король Речи Посполитой оказал ему "милость", повелев казнить путем отсечения головы. (Казнь состоялась 30 марта 1689г. на площади Старый рынок в Варшаве).

Отрицание существования Бога – основное и высшее достижение атеистической мысли как самого Лыщинского, так и его времени. Атеизму Лыщинского присуща достаточно четкая социальная направленность. Отвергнув Бога как творца Вселенной, он не считал незыблемым и существующий общественный порядок. В трактате философ высказал также догадку о выполнении религией социального заказа власть имущих. Атеизм Лыщинского – вершина развития атеистической мысли Беларуси XVII в.

В последней трети XVIII века в Беларуси под влиянием не только французского Просвещения, но и творчества прогрессивных белорусских мыслителей конца XVII – начала XVIII в. получают распространение идеи Просвещения. Выразители этих идей Б. Добшевич, К. Нарбут, М. Почобут считали свободу мысли обязательным условием развития науки.