2. Пантеизм Николая Кузанского.
В эпоху Ренессанса философия вновь сосредоточивает своё внимание на изучении окружающей природы, реального мира, в котором живёт и действует человек. Однако в понимании природы, так же, как и в трактовке человека, возрожденческая философия имеет свою специфику, которой не знала античная мысль. Эта специфика выражается прежде всего в том, что природа начинает толковаться пантеистически. Суть пантеистической интерпретации окружающей действительности состоит в отождествлении Бога с его творениями. Христианский Бог при таком подходе сливается с природой, как бы растворяется в ней и тем самым утрачивает свой внеприродный, трансцендентный характер, практически перестаёт быть какой-то отдельной, высшей инстанцией. Бог философии Возрождения – уже не Бог ортодоксальной религии, не Бог средневековой теологии. Он сам по себе не имеет свободы, не творит мир «из ничего», а является «со-вечным» миру, сливается с законами естественной необходимости. А природа из творения Бога, его служанки превращается в самостоятельное начало, как бы приравнивается к Богу. Объективно пантеизм был направлен против религиозного мировоззрения и поэтому вызывал гнев у католических иерархов и неоднократно осуждался церковью.
Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия Н. Кузанского и философия Д. Бруно.
Н иколай Кузанский (1401 – 1464) один из самых известных философов эпохи Возрождения. Он родился в Германии в местечке Куза (отсюда – Кузанец) в семье рыбака и виноградаря. Подростком бежал из родного дома, при содействии графа Т. Фон Мандершайда получил блестящее образование: начиная от «школы братьев общей жизни» в Голландии, в чью программу входили семь свободных искусств и языки и кончая Гейдельбергским, Падуанским и Кёльнским университетами. В 1424 г. Кузанский получил звание доктора канонического права. Николай Кузанский был прежде всего церковным деятелем, притом весьма высокого ранга (епископом, затем кардиналом и папским легатом по всей Германии, и, наконец, генеральным викарием папы). Его близким другом был папа Пий II, и поэтому Кузанскому многое прощалось. Занятия философией представлялись ему способом «облегчения души от тяжких забот». Базируясь на неоплатонизме, Николай Кузанский создаёт учение о единстве Вселенной и Бога. Бог толкуется им как абсолютный максимум. Бог есть единое и единственное начало, в нём – всё, он высший предел. Он максимум, так как он то, более чего ничего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то он может быть поименован и минимумом.
«Максимальное количество, – пишет он, – максимально велико, минимальное количество максимально мало; освободите теперь максимум и минимум от количества, вынеся мысленно за скобки «велико» и «мало», и ясно увидишь совпадение «максимума» и «минимума». Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанец обращается к математике, указывая на то, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того – с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики.
Таким образом, Кузанский дал новую трактовку бытия и познания,согласно которой:
• не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);
• «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;
• исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей:поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);
• едины идея и материя;
Для характеристики перехода от Бога к миру Кузанец избегает понятия единовременного акта творения из ничего и употребляет термин «развёртывание». Бог есть всё, но он «есть всё в свёрнутом виде». Созданный Богом мир, «всё, что создано и будет создано, развёртывается из того, в чём оно существует в свёрнутом виде». Если Бог есть всё во всём», но в свёрнутом виде», то это же «всё», будучи «развёрнуто», существуя «в развёрнутом виде в мирской твари», - «есть мир».
В учении о «развёртывании» углубляется и конкретизируется важнейшая мысль Николая Кузанского «о совпадении противоположностей» в бытии мира и Бога, его диалектический подход к объяснению действительности.
Николай Кузанский – ренессансный мыслитель, а эпоха Возрождения принесла новые мироощущения, связанные с громадным расширением горизонтов мироздания, открытием новых земель и новых жизненных путей. Бесконечность перестала быть пугающей, она стала манящей и увлекающей на новые свершения. Философская мысль Николая Кузанского во многом необычна, если сравнивать её с воззрениями средневековых и античных авторов, но она вполне созвучна эпохе в которую он жил.
Итак, философ утверждает, что Вселенная неограниченно велика, поэтому она не может иметь центра. Землю мы считаем центром вселенной просто потому, что человек как наблюдатель, где бы он ни находился, ведёт отсчёт расстояний от своего местоположения, т.е. полагает себя находящимся в центре. «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным». Философ выдвинул теорию о множественности обитаемых миров. Таким образом, отбрасываются как незаслуживающие внимания весьма авторитетные религиозные догматы о центральном месте и особой роли Земли, на которую Бог поместил людей и на которой совершил свою искупительную жертву Ийсус Христос, а также формулируются важные основополагающие идеи новой, неаристотелевской механики. Так проявляется удивительная смелость ренессансной философско-мировоззренческой мысли.
Другой её демонстрацией является учение Н. Кузанского о том, что каждая вещь содержит в себе противоположности, находящиеся в единстве. В отличие от предшествовавших мыслителей, придерживавшихся диалектических воззрений, но приписывавших противоположные качества или определения разным вещам либо типам реальности, он допускает тождество противоположностей, отмечая, что «это превосходит всякое наше понимание, неспособное на путях рассудка сочетать противоположности в их источнике». Разум, способный решать данную задачу, оказывается выше рассудка, а в качестве нормы действительно правильного, то есть диалектического мышления устанавливается его парадоксальность.
Антропология Николая Кузанского теснейшим образом связана с его пантеистической трактовкой мира. Гармония мира, согласно ему, находит своё выражение и в человеке – величайшем из божественных творений, которому дано познать Бога и созданный им мир. Природа человека заключает в себе умственную и чувственную природу. Характерное для всего сущего «совпадение противоположностей» находит своё выражение и в человеческой природе. Однако эта «полнота совершенства» может быть свойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку. В отдельном человеке человеческая сущность проявляется только ограниченно. Соединение божественной и человеческой природы возможно лишь в сыне божьем – Христе.
Говоря о человеке, философ подчёркивает, что путь к обожествлению человека не в мистическом, пассивном созерцании мира, а в творческой деятельности разума. Уподобление человека Богу осуществимо на путях познания. Но свою способность к познанию человек может «развернуть» только при соприкосновении с миром природы – этой божественной книгой, в которой Бог раскрыл себя человеческому знанию. Познание у Н. Кузанского выступает не как поиск вечной, самостоятельно существующей истины, а как преодоление незнания по тому или иному конкретному вопросу. Он требовал от познания точности, а идеал науки видел в математике.
10) Философия Нового времени. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт
Хронологически Новое время начинается с XVII в., когда вполне зримыми становятся черты нарождающегося буржуазного общества. Особенность капиталистического строя заключается в том, что его основой является деловая предприимчивость. Для успешного развития необходимы были новые знания. XVII век – это время становления и оформления многих наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, биология, математика и другие дисциплины превращаются в самостоятельные научные отрасли. Эпоха выдвигает новые задачи и обусловливает новые приоритеты философского поиска. Главным вопросом философии Нового времени стал вопрос о том, как возможно надёжное, достоверное знание? На путях решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философской мысли XVII в. – эмпиризм и рационализм.
Р одоначальником эмпиризма был Фрэнсис Бэкон (1561–1626) который, предложил метод опытного изучения природы, включающий эксперимент и индуктивный метод, позволяющий анализировать и объяснять опытные данные.
Ф. Бэкон родился в Лондоне. Он происходил из знатного рода, учился в Кембриджском университете, достиг высоких государственных чинов. В 1618 г. Бэкон занял высший административный пост, став лордом-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского. Однако в 1621 г. он был привлечён к суду за взятки, осужден, лишён всех званий и должностей. Вскоре Бэкон был помилован королём, но на государственную службу не вернулся, а занялся научной деятельностью, поставив перед собой гигантскую задачу «великого восстановления наук». Принимаясь за это дело, Бэкон начал с наведения порядка в той области, в которой собирается работать – с классификации наук. Свою классификацию он осуществляет на психологической основе, в соответствии с основными свойствами души: памятью, воображением (фантазией) и разумом. Соответственно выделяются три рода наук: 1) исторические науки, опирающиеся на память и дающие описание единичных фактов; 2) науки, опирающиеся на воображение, это прежде всего поэзия; 3) философские науки, опирающиеся на разум и дающие познание всеобщего в природе, человеке и Боге. Наука, познающая Бога, – теология – выходит за пределы собственно философии. Оставшееся подразделяется на философию природы и философию человека, подразделяющуюся на антропологию как учение об отдельном человеке, и политику как учение о человеческом обществе.
Ф. Бэкон известен как пропагандист науки, однако сам он учёным не был. Его заслуга состоит в том, что он с яростью и убедительностью возвестил о возможностях новой науки. «Знание – сила» – его лозунг. Наука должна служить могуществу человека. В ту пору ещё господствовала старая наука, которая решала все вопросы словесным путём, со ссылкой на авторитеты. Такую науку Бэкон считал пустой и бесполезной. Новая наука должна быть эмпирической и основываться на фактах.Задача и цель человеческой науки заключается в открытии новых форм природы:
создать металлические сплавы для различных целей;
получить более прозрачное и небьющееся стекло;
найти способ хранения в течение всего года лимонов, апельсинов, других цитрусовых;
достигнуть более быстрого созревания зелёного горошка, клубники и черешни;
получение из железа в соединении с кремнем или каким-нибудь другим камнем металла, более лёгкого, чем железо, и не подверженного коррозии;
Бэкон предвидел широкое применение этого сплава (сталь). «Прежде всего, для кухонных приборов – вертелы, печи, сковороды и т.д.Во-вторых, для военных целей –артиллерийские орудия, заслонки, решетки, цепи и т.д.».
Научное исследование – это разумная деятельность. Разум должен контролировать сам себя. Ошибки разума Ф.Бэкон называл идолами. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
«Идолы рода» – это ошибки разума, которые присущи многим людям и выражают нашу склонность приписывать вещам то, чего в них нет. Например, небесные тела должны двигаться по кругу, так как круговое движение совершенно. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно.
«Идолы пещеры». Каждый человек смотрит на мир из своей пещеры, т.е. имеет свои специфические предрассудки. Идолы пещеры вытекают из прирождённых свойств индивида, его образования, воспитания и т.п.
«Идолы рынка» связаны с неточностью языка и некритичностью использования слов, ставящей перед людьми мнимые проблемы.В качестве примера идолов рынка Ф. Бэкон приводит понятия «судьба» и «перводвигатель», которых в реальности, с его точки зрения, нет.
«Идолы театра» представляют собой философские категории, которым приписывается самостоятельная реальность и которые выступают как значимые персонажи. Это слепая вера в авторитеты.
Очистив разум от идолов, следует выбрать метод познания. Ф.Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведёт к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания – путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому, как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мёд. Метод пчелы позволяет, по Ф.Бэкону, прийти к познанию природы вещей.
Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания –индукция (термин «индукция» означает наведение), т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Ф.Бэкону, – компас корабля науки.
Определяя индукцию как истинный метод, Ф.Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф.Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе её познания. Познав первичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой.В отличие от сенсуализма, основанного на пассивном созерцании природы, эмпиризм провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо не созерцать, а задавать ей вопросы, то есть ставить эксперименты с изучаемыми объектами, активно вмешиваться в природные процессы, вплоть до их разрушения, если это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу со строптивой узницей Инквизиции, которую необходимо вогнать в «испанский сапог» (то есть пытать), чтобы она выдала свои тайны.
Влияние Ф.Бэкона на развитие науки велико, поскольку его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.
- Структура философии.
- Функции философии.
- Философия Древнего Китая. Конфуцианство
- 7. Объективный идеализм Платона.
- 8. Философия Аристотеля.
- 2 . Философское учение Аврелия Августина.
- 3. Философская концепция Фомы Аквинского.
- 2. Пантеизм Николая Кузанского.
- 2. Рационализм Рене Декарта.
- 2. Переоценка ценностей.
- 3. Воля к власти.
- 4. Сверхчеловек.
- 20) Философские идеи мыслителей Беларуси
- 2. Гуманистические идеи в философской мысли Беларуси эпохи Возрождения.
- 3. Философское знание в Беларуси XVII – XVIII веков.
- 4. Философия и развитие белорусского самосознания в хiх – ххi веках.