logo
Filosofia

3. Философская концепция Фомы Аквинского.

Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225–1274). Его философия

п редставляет собой как бы энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную.Главные положения созданной им философии, названной томизмом (от лат. «Thomas» - Фома), составляют основу современной католической христианской философии – неотомизма.

Главная заслуга Фомы Аквинского – разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, адаптации философии Аристотеля к догматам христианства.

Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства излишни, когда известна Библия, в истины которой нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям и заблуждениям, к ереси.Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.

Ф.Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:

 И вера, и разум познают один и тот же предмет – Бога и созданный им мир.

 Оба метода познания – вера и разум – не исключают, а дополняют друг друга.

 Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия:

 Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

 Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

 Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же – это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Такова была концепция соотношения веры и разума, созданная Ф.Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной философией.

Реализуя эту гносеологическую установку, Ф.Аквинский уделял большое внимание не только проповеди принятых на веру библейских истин, но и их рациональному, логическому обоснованию. Причём главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:

 Первое доказательство основывается на понятии движения. Мир есть движение, считал Фома, причем каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения. Но эта цепь не может быть бесконечной. Следовательно, должен быть некий, первоисточник, сообщивший начало, давший первотолчок всему движению. Таким первоисточником, первотолчком движения мог стать только Бог.

 Второе доказательство строится на понятии причины. Мир есть совокупностьвзаимодействующих причин и следствий. Но в таком случае должна быть исходная, начальная причина всего сущего, первопричина.Такой причиной может быть только Бог.

 Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого. В мире много случайного, но есть также и необходимость, закономерность. Определенным законам подчиняется движение планет, земных вещей, жизнь людей. Законов множество.Но кто же дал миру первый основной закон? Творцом такого закона мог быть только Бог.

 Четвертое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира. Мир представляет собойсвоеобразную многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Но в этой пирамиде должно быть высшее, абсолютное совершенство. Это и есть Бог.

 Пятое доказательство отталкивается от понятий целесообразности. Окружающий нас огромный, разнообразный мир един, целесообразен, исполнен глубинного смысла, одухотворён. Каков же источник этой цели и смысла? Таким источником целесообразности мира может быть только Бог.

Человек представляет собой единство души и тела. Телесная жизнь тоже важна, это тоже дар Божий. Поэтому пренебрежение к телесному началу человеческого бытия является столь же неоправданным, как и отсутствие должной заботы о спасении души.

Фома Аквинский был мастером изложения и прирождённым педагогом. Показательна форма основных произведений Фомы – «Сумма истин католической веры против язычников» и «Сумма теологии». Первая из этих работ содержит последовательную критику взглядов арабских и других философов, которые расходятся с догматами Священного Писания. Эти произведения можно считать классическими образцами учебной литературы. В них Фома вначале формулирует ряд основных положений, затем расчленяет их на вопросы, по каждому из этих вопросов приводит различные толкования или решения, предложенные другими авторами. Далее он осуществляет их критический анализ, приводит окончательное решение и придаёт ему форму строгого логического умозаключения.

В истории европейской культуры влияние Ф. Аквинского весьма значительно. Особенно важен тот факт, что Фома реабилитировал философию Аристотеля, показал её совместимость с христианством. Философия Фомы носит компромиссный характер, он старался придерживаться золотой середины в вопросах этики. Так, он охотно признавал предпочтительность праведной жизни, не обременённой заботой о земных благах и о богатстве. Но богатство само по себе он не считал греховным. Важно лишь не нарушать законов христианской морали. Земные блага признаются лишь средством для обеспечения нормального функционирования духа. Так косвенно Фома оправдывал экономическую активность многих своих современников, прежде всего жителей городов северной Италии.

9) Философская мысль эпохи Возрождения. Идеи гуманизма и пантеизма

Гуманизм в широком смысле – мировоззрение, в котором человек считается высшей ценностью. Оно отстаивает идеи человечности и человеческого достоинства, свободу и справедливость. Возрождение утвердило право человека на счастье в его земном бытии. Но это счастье не понималось как удовлетворение первейших природных стремлений. Оно в понимании гуманистов состояло в том, чтобы развить в себе возможности, данные природой. В противовес феодально-церковной проповеди пассивности, новая гуманистическая этика возвеличивала и человеческую деятельность. Стал формулироваться идеал гармоничной, всесторонне развитой творческой личности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494), утверждал что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем – человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

Вместе с тем, и это особенно необходимо подчеркнуть, эпоха Ренессанса таила в себе сложные противоречия. Это эпоха политических междуусобиц и религиозных войн, эпоха падения нравов и деятельности Инквизиции.

В современной философской литературе обратная сторона возрожденческого индивидуализма и антропоцентризма наиболее аргументированно и глубоко раскрыта выдающимся русским исследователем А.Ф. Лосевым в его работе «Эстетика Возрождения» Автор самым подробным образом описывает множество примеров коварства, невероятной мстительности и жестокости, авантюризма и разгула страстей, своеволия и распущенности, которыми прославилась эпоха Возрождения.

«…Папа Александр VI и его сын ЧезареБорджиа собирают на свои ночные оргии до 50 куртизанок. В Ферраре герцог Альфонс среди бела дня прогуливается голым по улицам. В Милане герцог ГалеацоСфорца услаждает себя за столом сценами содомии. В Италии той эпохи нет никакой разницы между честными женщинами и куртизанками, а также между законными и незаконными детьми. Незаконных детей имели все: гуманисты, духовные лица, папы, князья… БраччьоМонтоне забавлялся тем, что сбрасывал людей с высоких башен, разбил на наковальне одного монастыря головы 19 монахам, в Ассизи сбросил трёх человек с вала, в Сполеттостолкнул с моста вестника, доставившего ему плохие известия… Толеаццо Марко Сфорца закапывал живыми свои жертвы, выставлял на публичный позор соблазнённых им женщин, заставил крестьянина, укравшего зайца, съесть зайца живьём, с шерстью и шкурой; он обвинялся ещё и в отравлении своей матери… Неаполитанский король Ферранте (1458 – 1494), неутомимый работник, умный и умелый политик, внушил ужас всем своим современникам. Он сажал своих врагов в клетки, издевался над ними, откармливал их, затем отрубал им головы и приказывал засаливать их тела. Он одевал мумии в самые дорогие наряды, рассаживал их вдоль стен погреба, устраивая у себя во дворце целую галерею, которую и посещал в добрые минуты. При одном воспоминании о своих жертвах он заливался смехом… Даже Лоренцо Медичи, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры в XV в., при котором собиралась Платоновская академия и который вошёл в историю как чистейшее воплощение Ренессанса, великий покровитель искусств и наук, отбирал приданое у девушек, казнил и вешал, жестоко разграбил город Вольтерру и отнюдь не пренебрегал интригами, связанными с ядом и кинжалом…»

В целом эпоха Возрождения представляет собой весьма сложное и противоречивое явление. Её нужно рассматривать во всех её проявлениях, избегая однозначных, односторонне позитивных или односторонне негативных оценок.