logo search
УСЁ

34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах (1804-1872). Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является научное истолкование общественного сознания, в котором Фейербах видит отражение сущности человека. Эта сущность, прежде всего, чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следовательно о том, чтобы рассматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Фейербах рассматривает человека как абстрактного индивида, как чисто биологическое существо. Сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологичекого метода. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Фейербах проводил резкую грань между философией и религией, противопоставляя их друг другу. По мнению Фейербаха, если религия обещает спасение человека после смерти, то философия призвана на Земле осуществить то, что обещает религия человеку в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Его самая знаменитая книга называется "Сущность христианства" (1841). В соответствии со своими исходными философскими постулатами Фейербах видит тайну христианства в объектировании человеком своих собственных сил, придании им потустороннего, отчужденного от него характера. Религия — это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами — к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благоговейному отношению к человеку, особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека. Философия, считал Фейербах, должна заменить человеку религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей для достижения счастья. Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Уже материалисты XVII—XVIII веков доказывали, что религиозное чувство порождается страхом перед стихийными силами природы. Соглашаясь с этим положением, Фейербах утверждает, что не только страх, но и все трудности, страдания, а также стремления, надежды, идеалы человека получают свое отражение в религии. Бог, говорит Фейербах, рождается исключительно в человеческих страданиях. Только у человека заимствует бог все свои определения: бог есть то, чем человек хочет быть. Однако в отрицании веры в Бога Фейербах приходит к другой религии. Поскольку, по мнению Фейербаха, религия отражает нечто извечное, присущее человеку, постольку религиозное чувство непреодолимо. Надо заменить веру в Бога верой в любовь человека к человеку.

35) Материали­стическое понимании истории. Маркс сознательно стремился к созданию науки об обществе. Науки нет без научных законов. Но возможны ли законы с их всеобщностью и необходимостью в условиях индивидуальной и общественной жизни людей, когда каждый человек обладает сознанием и, следовательно, регулиру­ет свою деятельность согласно собственным установкам? Постав­ленный вопрос не способен смутить Маркса, ведь он рассматри­вает внутренний духовный мир как что-то вторичное по отношению к внешнему миру. При этом, считает Маркс, следу­ет четко понимать двойственную природу внешнего мира. Внеш­ний мир — это, во-первых, природа, а во-вторых, то, что созда­но людьми из природы, т.е. продукты труда, труда как социальной деятельности, т.е. общественного труда. В общественном труде че­ловек покидает свой внутренний мир, тем самым спонтанность сознания отсекается. Но это означает, что сферу общественного труда человека можно описать научно, посредством научных за­конов, которые дает пролетарская политическая экономия. Эко­номические отношения, полагает Маркс, определяют все другие общественные отношения, в том числе правовые, политические, религиозные, нравственные.

Огромной заслугой Маркса перед научным сообществом яви­лось выделение мира социального. До Маркса в фактуальном ми­ре все видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Неприродное выступало исключительно как субъек­тивно-духовное. Маркс обнаруживает третий мир, мир общест­венного. Существо дела Маркс рассматривает на примере това­ра. Всякий товар есть потребительная и меновая стоимость. В качестве потребительной стоимости товар не отличается от дру­гих природных объектов. В качестве же меновой стоимости товар есть нечто чисто социальное (в природе нет меновых стои­мостей). Меновая стоимость существует в довольно специфиче­ской форме, не иначе как опосредованно — через потребитель­ную стоимость. Обобщая марксовы воззрения, можно констатировать, что всякое социальное, в том числе и сознание, существует через иное, через природное.

36) Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, - 21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист. Кантовские априорные формы - время, пространство, категории рассудка - сводятся Ш. к единой основе - "закону достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из которых складывается мир как "представление" субъекта. С др. стороны, мир, взятый как "вещь в себе", предстаёт у Ш. как слепая, безосновная "воля к жизни", которая дробится в бесконечном множестве "объективаций". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся "войне всех против всех". В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - адекватных объективаций воли. Высшая ступень в ряду объективаций воли - человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый познающий индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Ш., в сфере искусства и морали. искусство - создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного созерцания", в котором субъект выступает как "чистый безвольный" субъект, а объект - как идея. Высшее из искусств - музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой "воле к жизни" с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш. - в противовес Лейбницу - называл существующий мир "наихудшим из возможных", а своё учение - "пессимизмом". Подлинным основанием морали Ш. считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.

Иррационалистическая и пессимистическая философия Ш., не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Ш. испытали Р. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество.

37) Ницше (Nietzsche) Фридрих, немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Творческая деятельность Н. оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

Сверх человек.

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство, прежде всего, в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны.

Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого "несчастного" сознания. В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы.