23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
В эпоху Возрождения на смену учению о сакральной структуре мироздания, о противопоставлении бесконечности Бога конечности мира, вечности — временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной. В новом физическом космосе нет разделения на тленную землю и нетленную небесную субстанцию.
Мыслители Возрождения снимают деление мира на конечный замкнутый материальный мир и окружающую его нематериальную бесконечность. Конечное предстает как проявление бесконечного, мир земной и мир человеческий вписываются в бесчисленное множество миров в беспредельном пространстве. Вечность из атрибута божества превращается в атрибут бесконечной Вселенной, а антитеза вечного и временного утрачивает прежний смысл: всякое данное мгновение и есть проявление и осуществление вечно текущего бытия.
Первая половина XVI века отмечена появлением новой, гелиоцентрической системы мира Николая Коперника. В центр мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого вращались планеты (в числе которых и Земля, совершавшая к тому же ещё и вращение вокруг оси). Вселенную Коперник по-прежнему считал ограниченной сферой неподвижных звёзд; по-видимому, сохранялась у него и вера в существование небесных сфер.
Идеи Коперника вызвали живой интерес среди исследователей, породив волну новых идей об устройстве Вселенной. Так Джордано Бруно, Томас Диггес высказывали предположения, что пространство бесконечно и заполнено звездами. Помимо этого Галилео Галилей, оставляя открытым вопрос о бесконечности Вселенной, Бруно отстаивали мнение, что звезды подобны Солнцу. В середине — второй половине XVII века эти идеи поддержали Рене Декарт, Отто фон Герике и Христиан Гюйгенс. Гюйгенсу принадлежит первая попытка определения расстояния до звезды (Сириуса) в предположении о равенстве её светимости солнечной.
С этими взглядами не соглашался Кеплер. Вселенную он представлял в виде шара конечного радиуса с полостью посередине, где располагалась Солнечная система. Шаровой слой за пределами этой полости Кеплер считал заполненным звёздами — самосветящимися объектами, но имеющими принципиально другую природу, чем Солнце однако эти «сферы» не являются абсолютно круглыми, их вращение не является равномерным, оси вращения не занимают фиксированного положения в пространстве. Вследствие этого у мира нет абсолютного центра и чёткой границы (вероятно, именно в этом смысле нужно понимать тезис Кузанца о безграничности Вселенной). Один из его доводов является непосредственным предшественником фотометрического парадокса. С именем Кеплера связана ещё одна революция. Он заменяет круговые движения, отягчённые многочисленными эквантами, на одно — по эллипсу и выводит законы движения по нему, ныне носящие его имя.
- 5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
- 8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)
- 13) Проблема государства и общества в философии Платона и Аристотеля.
- 14) Поиски этического идеала в философии эллинизма: скептицизм и стоицизм.
- 18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
- 19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.
- 23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
- 24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.
- 33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
- 34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.
- 38) Позитивизм и его основные исторические формы. О. Конт.
- 39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- 43) Естественнонаучное направление русского космизма ( Федоров, Чижевский, Вернадский)
- 44)Структура личности и взаимосвязь культурного и природного в философии фрейдизма и неофрейдизма.