logo
УСЁ

5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.

Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Его знаменитая фраза: “Многознание уму не научает”. Прожил окало 60ти лет.

Гераклит, видя окружающий его мир в единстве, целостности, пытается объяснить связь явлений ми­ра, его целостность единством вещественного первоначала. У Гераклита — первооснова — огонь. В учении Гераклита мир, природа вечно изменяются. Гераклит утверждает, что космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухаю­щим. Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем". Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Он пытался ответить на вопрос : что является вечным и неизменным в этом меняющемся мире? Выдвинул всеобщего изменения Логос: Закон не изменим, а всё остальное меняется.(1ое-В одну реку нельзя войти дважды , ибо на вступившего бегут всё новые и новые воды. ОгоньВода .

2ое-Всё течет, всё изменяется и ни что не остаётся неизменным.

Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена". Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д.

Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса. В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.

6) Пифагор задал себе вопрос все ли можно мыслить? Мыслимо то, что конечно. Завершенность, обозримость – число. Что поддается числу – мыслимо. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свой­ства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геомет­рии и астрономии. Широко известная теорема Пифагора о соот­ношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказа­тельств имело решающее значение для становления типа рацио­нальности, характерного для современного цивилизованного че­ловека. При оценке философской значимости воззрений Пифагора сле­дует отдать должное его проницательности. С точки зрения фи­лософии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотно­шений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Пифагорейцы усвоили то, что попроще, некоторые количественные соотношения. Пифагорейцы еще не владели категорией качества, исходя из которой только и мож­но, как будет показано позднее Гегелем, уразуметь в должной сте­пени количество, каковым, в частности, является число. Пифа­горейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел. При всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос "из чего все?" Подобно тому как не все является водой или воздухом, не все является и числом. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо ска­зать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души. Особо следует отметить поиски пифагорейцами гар­монии во всем, красивой количественной согласованности.

7) Элейская школа - одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского. Разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. против стихийно – диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Элейцев против диалектики, не смотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения , тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов и явлений самого познания.

Апория – неразрушимые противоречия. Апории Зенона.

1. Дихотомия Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. (Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.)

2. Ахиллес и черепаха Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

3. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.