5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
Заметный вклад в становление и развитие древнегреческой философии внес Гераклит Эфесский. Его знаменитая фраза: “Многознание уму не научает”. Прожил окало 60ти лет.
Гераклит, видя окружающий его мир в единстве, целостности, пытается объяснить связь явлений мира, его целостность единством вещественного первоначала. У Гераклита — первооснова — огонь. В учении Гераклита мир, природа вечно изменяются. Гераклит утверждает, что космос один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем". Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Он пытался ответить на вопрос : что является вечным и неизменным в этом меняющемся мире? Выдвинул всеобщего изменения Логос: Закон не изменим, а всё остальное меняется.(1ое-В одну реку нельзя войти дважды , ибо на вступившего бегут всё новые и новые воды. ОгоньВода .
2ое-Всё течет, всё изменяется и ни что не остаётся неизменным.
Гераклит говорит о родстве логоса и огня как различных аспектов одного и того же сущего. Огонь выражает качественную и изменчивую сторону существующего – логос – структурную, устойчивую. "Огонь – обмен или размен, логос – пропорция этого обмена". Итак, гераклитовский логос – разумная необходимость сущего слитая с самим понятием сущего – огня. Логос Гераклита имеет несколько интерпретаций: логос – слово, рассказ, довод, верховный разум, всеобщий закон и т.д.
Диалектика по Гераклиту это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как простое перемещение, а как процесс становления вселенной, космоса. В отличие от милетских философов Гераклит довольно много говорил о познании. В его учении присутствуют как элементы идеализма, так и материализма.
6) Пифагор задал себе вопрос все ли можно мыслить? Мыслимо то, что конечно. Завершенность, обозримость – число. Что поддается числу – мыслимо. Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Простые числовые отношения стали искать в геометрии и астрономии. Широко известная теорема Пифагора о соотношении длин катетов прямоугольного треугольника с длиной гипотенузы также достаточно показательна. Пифагор, а до него уже Фалес, видимо, использовали простейшие математические доказательства, которые, вполне возможно, были заимствованы на Востоке (в Вавилонии). Изобретение математических доказательств имело решающее значение для становления типа рациональности, характерного для современного цивилизованного человека. При оценке философской значимости воззрений Пифагора следует отдать должное его проницательности. С точки зрения философии, особое значение имело обращение к феномену чисел. Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев, ибо почти достигли уровня законов науки. Пифагорейцы усвоили то, что попроще, некоторые количественные соотношения. Пифагорейцы еще не владели категорией качества, исходя из которой только и можно, как будет показано позднее Гегелем, уразуметь в должной степени количество, каковым, в частности, является число. Пифагорейцы были одними из первых, кто понял роль и значение чисел. При всей значимости открытий пифагорейцев им все-таки не удалось найти ответа на вопрос "из чего все?" Подобно тому как не все является водой или воздухом, не все является и числом. Всякая абсолютизация чисел, равно как их закономерностей, есть возрождение исторической ограниченности пифагорейства. В полной мере это относится к магии чисел, которой, надо сказать, пифагорейцы отдали дань со всей щедростью увлеченной души. Особо следует отметить поиски пифагорейцами гармонии во всем, красивой количественной согласованности.
7) Элейская школа - одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского. Разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии. против стихийно – диалектического воззрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы Элейцев против диалектики, не смотря на их метафизический характер, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они остро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения , тем самым указали на диалектическую природу познаваемых процессов и явлений самого познания.
Апория – неразрушимые противоречия. Апории Зенона.
1. Дихотомия Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся. (Название «Дихотомия» (по-гречески: деление пополам) дано Аристотелем.)
2. Ахиллес и черепаха Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
3. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.
- 5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
- 8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)
- 13) Проблема государства и общества в философии Платона и Аристотеля.
- 14) Поиски этического идеала в философии эллинизма: скептицизм и стоицизм.
- 18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
- 19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.
- 23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
- 24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.
- 33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
- 34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.
- 38) Позитивизм и его основные исторические формы. О. Конт.
- 39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- 43) Естественнонаучное направление русского космизма ( Федоров, Чижевский, Вернадский)
- 44)Структура личности и взаимосвязь культурного и природного в философии фрейдизма и неофрейдизма.