logo
УСЁ

8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)

В поисках ответа на вопрос об устройстве мира Демокрит создает атомистическую теорию. Не вода, воздух, огонь, а имен­но мельчайшие частицы вещества — «атомы» считает Демокрит первоосновой.Атомы своими многообразными соединениями образуют все тела. Все многообразие действительности Демокрит стремится объ­яснить отличием атомов по форме, порядку, положению. Жизнь и смерть организмов объясняются Демокритом как соединение и разложение атомов. Основой живых организмов являются атомы особой формы — круглые, гладкие и очень малые. Душа человека состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Атомы души имеют способность к ощущению. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Атомисты, подвергая элейское понятие небытия физическому истолкованию, первыми стали учить о пустоте как таковой. Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Демокрит объявил, что все мире подчиняется необходимости, а случайностью мы считаем то, причин чего не знаем. Говоря современным языком, Демокрит считал необходимость объективным свойством вещей, а случайность - субъективным мнением. Главным аргументом Демокрита было положение, что все имеет причину, из причины же следствие вытекает с необходимостью. Ясно, что аргумент содержит логический круг.

Эпикур. Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа – Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутреннее обусловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости со случайностью, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. Мыслитель выдвинул идею о том, что не все в мире происходит по необходимости, в нем есть место и для случайности. Разобраться в диалектике необходимости и случайности можно лишь познав их.

9) Софисты, софистика, софизмы. Просветительство и этический релятивизм.

Софист-искуссный в каком-либо деле.

Выдавали мнение за несомненную истину.

Разв. риторику.

В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Впервые обратились к проблеме человека. Они говорили об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Критерием оценки любого явления выступают чувства человека. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его, со всеми его особенностями, субъектом познания.

Портагор. Все меняется противоположно себе. Человек-мера всех вещей. У каждого своя истина. Только из-за мышления человек нужен миру.

Сократ. Мыслит не голова, не желание, а структура. До тех пор, пока ты не развил свое тело и душу, это будет не мысль, а иллюзия мысли.

Платон. Материальные вещи изменные и непостоянные. Единое, ум и душа. Познание-есть прояснение непонятного.

Этический релятивизм. Софисты обосновывают право человека смотреть на окружающий мир сквозь призму своих интересов и целей. Протагор первым выдвинул теорию, согласно которой возможно воспитание добродетели. Он полагал, что существует два уровня законов: естественный и социально-нравственный.

Некоторые софисты полагали, что нравственность является врожденным качеством человека, хотя и проявляется она поздно. Отсюда их негативное отношение к существующей морали как неспособной быть истинной. Они приравнивают искусственное и противоестественное. В результате появляется точка зрения об условности законов морали и общества для человека. Соответственно, нравственное поведение человека заключается, прежде всего, в соблюдении общепринятых норм поведения.

Софисты сделали важное наблюдение, характеризующее специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

10) Этика Сократа. Структура сократического метода.

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос , означавшего в далекие времена местопребывание— человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. 

Философия понималась Сократом как познание того , что такое добро и зло. Этика Сократа может быть сведена к трем основным тезисам:  а) благо тождественно удовольствиям, счастью;  б) добродетель тождественна знанию; в) человек знает только то, что он ничего не знает.

Все люди стремятся к удовольствиям и их сложным комбинациям, которые называются пользой, счастьем. Это — аксиома человеческого существования. Сократ говорит: «Благо — не что иное, как удовольствие, и зло — не что иное, как страдание». Если учесть, что понятия блага и зла обозначают позитивные и негативные цели деятельности, то мы тем самым получаем строгий закон человеческого поведения, а вместе с ним и критерий его оценки: стремиться к удовольствиям и избегать страданий.

Человек — главный объект философского учения Сократа. В понимании Сократа философия — не умозрительное рассмотре­ние природы, а учение о том, как следует жить. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Так как Сократ ничего не писал, то об его учении мы знаем лишь из сообщений, трудов его учеников и современников. Сократ производил огром­ное впечатление яркостью, логичностью и иронией своей речи. Свое учение он излагал в форме спора или беседы. По Сократу, человек может знать лишь то, что в его власти. Но в его власти не внешняя природа, не мир, а душа. Поэтому истинное знание человек может иметь лишь в своей душе. Глав­ная задача познания — самопознание: «Познай самого себя». Со­крат считал, что не только каждое отдельное действие человека должно быть подчинено определенной цели, но в жизни человека должна быть единая и высшая цель, которой подчиняются все ча­стные цели и которая представляет собой высшее благо. Сократ отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека, счи­тал Сократ, определяется его понятиями о доблести и благе. Нет человека, который, зная, что может сделать хорошее, совершал бы плохое.

11) Платон (427-347 гг. до Н.Э.) – основоположник объективного идеализма, ученик Кратила и Сократа. Платон является основателем школы, получившей название Академия. Важнейшими предметами. Бытие идеи первее, чем небытие. Центральная категория философии Платона — идея, или эйдос. Каждая вещь, по мнению Платона, отличается от других вещей рядом существен­ных свойств, совокупность которых и есть идея вещи. Если вещи действительно существуют, то существуют и идеи вещи. Но это не одно и то же. Так, воздухом мы дышим, но идеей воздуха мы не дышим. Платоновский мир чувственных вещей напоминает учение о бытии Гераклита – поток вечного становления, рождения и гибели. Гераклитовскую характеристику бытия Платон перенес на мир чувственных вещей. Устроителем космоса он считал демиурга (бога). Итак, первоначала космоса таковы: идеи – первообразы сущего, материя и демиург – бог, который устраивает мир соответственно идеям. Душа, считал Платон, со­стоит из трех частей: разума, страстей и вожделения. Победа ра­зумной части души над страстями и чувственными желаниями обеспечивается правильным воспитанием. Есть бытие (идеи), есть производство и есть три рождения мира. Космос - как живое существо, одаренное умом. В центре учения Платона, как и его учителя Сократа – стоят проблемы нравственности. Нравственность он считал достоинством души, душа – подлинно дает причину вещей, душа бессмертна, следовательно необходимо очищать душу от земной скверны (от зла, пороков и страстей). Платон явился основоположником не только античного, но и мирового идеализма.

12) Решительным противником Платона становится его ученик Аристотель, величайший древнегреческий философ. Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы: 1.Материя(греч.— «то, из чего»). Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). 2. Форма (греч. «то, что»). Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы. 3. Действующая, или производящая причина (греч.— «то, откуда»). Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.4.Цель, или конечная причина (греч.— «то, ради чего»). У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.