39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
Постпозитивизм – направление, возникшее в 60-70 гг. нашего века. П. Ставит перед собой задачу выявить формы и методы, позволяющие раскрыть историческую динамику развивающегося научного знания. Сложность взаимодействия теоретического и эмпирического знания привела к тому, что после кризиса позитивистской программы (наука – обобщение данных) возникло несколько концепций, пытающихся объяснить движение научного знания. Постпозитивисты (К.Поппер, Т.Кун, П. Фейербенд и др.) сформулировали вывод о том, что логика науки может быть только теорией ее развития. В отличие от позитивистов рассматривали философию как органическую часть науки.
Т. Кун – развитие научного знания как смена парадигм – понятие шире чем научная теория, это господствующие в данный момент времени фундаментальные представления о предмете и методах изучения.
Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из которых складывается хоть на время модель проблем и решений, устраивающая тех кто занимается этими исследованиями, то что объединяет членов научного сообщества и является их отправной точкой дальше, за неимением ее все факты становятся
равносильными.
Нормальная наука – период когда ученые рассматривают все что вышло из парадигмы или входит в нее.
Аномалии – несоответствие решений из предполагаемой и рассматриваемой парадигмы; они вносят сомнение в правильность парадигм; иногда приводят к кризису. Переход от одной парадигмы через ее кризис к другой Кун называет научнойреволюцией.
Наука: живое целое; развивается не кумулятивным путем, технической революцией, но в рамках парадигмы идет накопление на нормальном этапе науки. После революции парадигма новая, не сопоставляется со старой, а происходит скачок; научная революция.
Этапы развития науки:
1) допарадигмальный (до появления какой-либо теории, когда не было учения о проблеме, каждый думал, что ему хочется, не было образца);2) парадигма (возникает нормальное развитие);3) смена парадигм научной революцией, как теории они несоизмеримы, нет наращения знаний от старой (в этом он частично неправ).
П. Фейерабенд – теория, согласно которой развитие научных знаний требует как можно больше конкурентов-теорий. Представляет направление «гносеологический анархизм». Может быть уместен любой метод – плюрализм. Защищает гипотезы более фундаментальные. Миф и наука очень общны, т.к. в начале любой новой науки лежит что-то неизвестное до сих, какие-то абстрактные термины. В науке «все дозволено», надежных методов не существует, они создаются нами и со временем меняются. Чем больше теорий, тем больше они друг друга критикуют, что способствует ускорению развития науки. Причем каждая теория создает свой собственный язык для описания фактов и устанавливает свои собственные нормы.Говорит о равенстве шансов всех ученых, подвигающих науку (свободное общество). Против культа науки и засилия элиты. Надо отделить науку от государства (как религию), чтобы у ученых не было привилегий (антисциентизм).
40) Чаадаев и западники о перспективах развития России. Главной темой Чаадаева была: Самобытность России(кто мы?)
На просветительские воззрения Чаадаева во все периоды его творчества оказывали воздействме религиозные представления. Он изучал библейские тексты, увлекался теологической литературой.
Основным трудом жизни Чаадаева явл-ся “Философские письма”. Именно это сочинение определило его влияние и значение в русской общественно-философской мысли. В сочинении Чаадаева доминируют две темы: 1) Россия - ее прошлое, настоящее и будущее; 2) философия как философия истории. Россия - первостепенная тема для Чаадаева, в связи с которой он рассматривал и многие другие интересующие вопросы. Как складывалось прошлое России, по каким путям идет осознание ее настоящего, как уяснить ее будущее - эти проблемы не уходят из поля зрения философа. Его видение России сводится к тому, что Россия - страна аномальная, ее прошлое и действит-ть образовываются вопреки и в противоречии с законами развития и существования народов. В последующем он высказывает предположение, что Россия не только преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным образом преобразована во всех отношениях.
Цивилизационный путь:
О н был сторонником католицизма. В конце пришёл к мнению что Россия не должна отходить от своего пути, а лишь дополнять его…
По его мнению мы вечные ученики запада.
41) Философия всеединства В.С. Соловьева.
В.С Соловьев пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».
Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и человечеству.
Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.
42) Философия Николая Александровича Бердяева глубоко экзистенциальна, ярко персоналистична. Центральной темой философии Бердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, божественного "ничто". Бердяев следует концепции немецкого мистика Макстера Экхарта, который проводил различие между божеством и Богом. Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Этот принцип — "ничто", принцип свободы. Свобода не может корениться в чем-то уже определившемся, в бытийном, она содержится в "ничто". Сотворение мира Богом — вторичный по отношению к "ничто" факт. Бог помогает воле стать добром, но он не в состоянии контролировать "ничто", принцип свободы. Бог свободен в своих действиях. Свободен в своих действиях и человек. Бог творит, творит и человек. В своей подлинной свободе человек божественен. Бог и человек есть Дух. Бог вполне реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной творческой деятельности человека. Ясно, что философ с таким мировоззрением не мог не быть противником тоталитарных режимов, лжи, зла, насилия и террора. Бердяев, которого, случалось, критиковали за романтизм и обилие далеко идущих и представлявшихся утопичными идей, убежден, что человек, будучи по природе своей существом свободным и творческим, преобразует мир именно в соответствии с принципами свободы и творчества. Всеобщее воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни.
Русская идея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей. Коренной пересмотр национальной идеи, ее кардинальное переосмысление, вообще говоря, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи, ибо, как показывает история, подобного рода историческая трансформация в подавляющем большинстве стран происходит эволюционным путем, постепенно, в течение длительного исторического периода, на протяжении которого в нее вносятся необходимые поправки и дополнения. Изменение же общественно-политического порядка революционным или насильственным путем ведет, по необходимости, и к насилию над национальной идеей, ее грубейшему искажению и попранию.
- 5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
- 8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)
- 13) Проблема государства и общества в философии Платона и Аристотеля.
- 14) Поиски этического идеала в философии эллинизма: скептицизм и стоицизм.
- 18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
- 19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.
- 23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
- 24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.
- 33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
- 34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.
- 38) Позитивизм и его основные исторические формы. О. Конт.
- 39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- 43) Естественнонаучное направление русского космизма ( Федоров, Чижевский, Вернадский)
- 44)Структура личности и взаимосвязь культурного и природного в философии фрейдизма и неофрейдизма.