logo
УСЁ

24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.

Для этой эпохи характерно критическое отношение к прошлому, к традиции (к обычаю, “позитивному”, “данному”) и авторитету (особенно церковному) и вера в будущее, в прогресс. Неиссякаемым источником прогресса человечества может и должен быть разум. Вера в Бога уступает первенство оптимистической вере в разум. Власть церкви просветители хотели заменить властью науки.

Научное знание, как полагали новые философы, – самая большая общественная сила; оно даст человеку власть над природой, станет неиссякаемым источником материальных благ, позволит найти и установить наилучшее, совершенное общественное устройство и тем самым позволит решить все проблемы.

Эмпиризм, в лице Д. Локка, Д. Беркли, Д. Юма, видит основу познания, в чувственном восприятии, опыте; правильное употребление разума должно упорядочивать восприятия и факты опыта и делать из них индуктивные выводы, обобщения; эмпиризм развивался под влиянием нового экспериментально-математического естествознания Галилея–Ньютона, а также в связи с принципом индивидуальности в философии государства и права; представители эмпиризма строили, прежде всего, теорию познания.Эмпиризм, ориентирован на исследование процесса получения знания, настроен трезво-скептически, ставит вопрос о границах познания, признаёт слабость и относительность всех “истин”. Всякое знание, с его точки зрения, – это знание фактов опыта, поэтому оно всегда ограничено, всегда не вполне достоверно, всегда может быть дополнено, уточнено или вовсе опровергнуто новым опытом. Бэкон.Невероятный ученый, всесторонне развитый.«Знание-сила. Мы столько можем, сколько мы знаем.»Главное:поиск научного метода.Знания о природе при помощи наблюдения и эксперимента.Концепция идола в познании.В старом знании много есть полезного.

1й идол. Идол рода. Идол рода человеческого. Отделение объективной реальности от субъективной. К их числу относятся склонность отдавать предпочтение бросающимся в глаза и легко запоминающимся данным, приверженность привычным мнениям даже вопреки очевидности, тенденция уделять больше внимания фактам, подтверждающим нашу точку зрения, но игнорировать и не замечать данные, противоречащие нашим убеждениям. Важнейшими из идолов племени являются ограничения и изъяны чувственного восприятия.2й идол. Идол пещеры. Универсальный способ. Что же касается идолов пещеры, то они возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека, являясь также результатом воспитания, образа жизни и даже всех случайностей, которые могут происходить с отдельным человеком.3й идол. Идол, связанный с речевой практикой. Построение искусств. языка науки. это заблуждения, берущие свое начало в языке. Поскольку мы можем давать имена вещам не существующим, постольку слова могут становиться причиной коренных заблуждений. Во-вторых, отдельное слово (например, «влажное») может прилагаться ко множеству различных качеств, находящихся в различных субстанциях. Такой вид абстракции порой искушает нас выносить суждения, не имеющие никакой опоры в природе.4й идол-театра. Подлинный авторитет-только сама природа. Метод списка: присутств, отсутств. Идол театра является результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства.Бэкон настаивает здесь на том, что мы имеем все основания не доверять собственным убеждениям, принимая во внимание известные нам типы интеллектуальных ошибок.

25) Проблема научного познания в философии Нового времени. Рационализм Декарта, Дуализм. В XVII век открывает новый этап в развитии философии, именуемый философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений, что порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным от влияния религиозного мировоззрения, а с другой – менее духовным. Он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, увеличению комфортности земной жизни. Господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука в ее классическом варианте. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. На первый план в философии выходит гносеологическая проблематика. В ее рамках формируются два важнейшие направления, в противоборстве которых проходят 17 – 18 века в философии Нового времени: эмпиризм (опора на опыт, чувства) и рационализм (опора на разум, абстрактное мышление). Этот период можно обозначить как эпоху познания окружающего мира и эпоху борьбы методов.

Философия Декарта связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт – один из создателей аналитической геометрии. В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. В материалистическую физику Декарта вторгается дуализм: общая причина движения, по Декарту, бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистично учение Декарта о человеке; в человеке по Декарту, реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с вояющей и мыслящей душой. В отличие от тела, сущность души по Декарту, в мышлении. В животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Вместе с Ф. Бэконом Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем наличном существовании . Это сомнение – не убеждение в непознаваемости всего сущего, но лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания. Таким началом Декарт считал положение «мыслю, следовательно, существую». Исходя из этого тезиса, Декарт пытался вывести так же существование бога, а затем убеждение в реальности внешнего мира. В учении о познании мира Декарт – родоночальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания. Т.к. всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, то Декарт отвел в процессе познания исключительную роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врожденных идеях ( к числу таких идей относил идею бога, духовной и телесной субстанции) оказали влияние на последующий идеализм и стали предметом критики со стороны материализма. Материалистическое в основе учение о природе, теория развития природы, материалистическая физиология, враждебный богословию механический метод обусловили влияние Декарта на образование материалистического мировоззрения нового времени.

26) Эпоха Просвещения - научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Джон Локк (1632-1704). Обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Главное произведение Локка “Опыт о человеческом разуме” (1609) рассматривает вопрос о методе познания, тесно связанный с вопросами теории познания. Локк критикует учение Декарта о врожденных идеях. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств.

Локку принадлежит видная роль в создании так называемого метафизического метода. В теории познания Локка важное значение имеет развитое им в “Опыте о человеческом разуме” учение о языке с этим учением у Локка связана теория абстракции. Слова - чувственные знаки, необходимые людям для общения. Два вида знания: бесспорное и вероятное (мнение).

Учение о государстве: в естественном состоянии человеку принадлежит свобода и собственность, приобретенная посредством труда. Государство возникает там, где свободные люди отказываются от природного права самозащиты, от права наказания насильников и предоставляют это право обществу в целом.

27) Субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм ) , его характеристика. Субъективный идеализм фил. направление 2 пол. 17 нач. 18 ст. , представители которого либо отрицают существование объективного мира, либо рассматривают его как нечто полностью определяемое активностью субъекта. Родоначальник Беркли , боролся с безбожниками (материалистами, атеистами).Он хотел доказать, что материи нет, для этого использовал идеи Локка, а именно его концепцию про так назв. « первичные и вторичные свойства объекта» (Локк делил св-ва вещей на 2 групы:1)объективные ( зависят от объекта) вес, длина и т.д.; 2)субъективные (зависят от чел-ка) вкус, цвет, запах и т.д.)Беркли, используя концепцию Локка, заявил, что объект. св-в нет, все св-ва субъективны. Материя комплекс наших ощущений (ощущения он назыв. идеями) Вывод Беркли : для вещей существовать значит быть воспринимаемыми, а для душ существовать значит воспринимать. Я комплекс ощущений Проблема Беркли : 1)Можно ли отрицать существ-е людей, если я их не воспринимаю 2)Люди и церковь существ. как комплекс моих ощущений. Он заявил, что другие люди существуют не в моих ощущениях, а в ощущениях Бога

Философия Давида Юма (1711—1776) обнаружила критическое и скептическое отношение к выводам догматических систем, исходящих из эмпиризма. Юм выводит все идеи из чувственных впечатлений. Юмовский принцип, согласно которому идея отличается от впечатления только по степени интенсивности и яркости, по необходимости влечет за собой утверждение, что всякая идея является всего лишь «образом», «отражением» и в качестве такового — индивидуальным и частным. Юм пытается доказать, что субстанция и причинность — не объективно существующие сущности, не априорные идеи, но что они по своему эмпирическому содержанию представляют собой исключительно ассоциации, которые образуются благодаря привычным сочетаниям впечатлений. субстанция для него комплекс впечатлений, непрерывно связанный в общее единство, причинность же — последовательность впечатлений, причем мы постоянно предшествовавшее называем причиной, последующее — действием. Напр., то что день сменяет ночь не означает , что ночь есть причина дня.

28) Теория «общественного договора»(Макиваелли, Гоббс и Руссо)

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Никола Макиавелли (15-16век) - итальянский политик, дипломат. Он создал теорию общества и государства. В своем произведении «Государь» он продолжает идеи Платона и рассматривает в первую очередь поведение политического лидера. Он отделил государственно-политические вопросы от религии и морали. Рассматривал социологию и политологию как науки о поведении людей в обществе. Правитель, чтобы добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться тремя принципами. Во-первых, человеческими действиями правит честолюбие и мотив власти Состоятельные люди хотят сохранить власть и богатства, а бедняки вернуть то, что у них отняли. Второй принцип - он говорит умный правитель не должен выполнять все свои обещания, поскольку подданные тоже не выполняют свои обязательства. Добиваясь власти обещать надо, но выполнять эти обещания в зависимости от поведения подданных. Третий - творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, если они редкие, а наказание должно быть сразу и в больших масштабах. В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя, изложил технологию завоевания и удержания политической власти.

Томас Гоббс - крупный политик (16-17в). Разработал теорию «Общественного договора», которая легла в основу учения о гражданском обществе. Общество-это результат страха. Люди объединяются в группы, т.к. это помогает выжить в конкуренции. Люди от рождения не склонны к сотрудничеству, но они вынуждены общаться ради выгоды или пользы. В принципе общество стремится к распаду. Но поскольку людей держит вместе страх, то они, заботясь о взаимной безопасности, создают такое явление как государство. «Общественный договор» - это и есть гарант создания общности в виде государства. Он считает, что гражданское общество - это высший тип общественного развития, и оно опирается на «общественный договор» и юридические законы. Общественный договор ограничивает свободу каждого, но взамен дается защита государства. С появлением государства упорядочиваются отношения собственности, возникают суд, армия, полиция, правительство - атрибуты государства.Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre natu-rel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитив­ный»). В отличие от Гоббса Руссо не считает, что люди от природы враждебны друг другу. В его понимании человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой — «золотым веком». Дальнейшие беды человечества возникают по мере усиления социального неравенства. Вследствие разделения труда происходит присвоение всего немногими, которые заключают с неимущими общественный до­говор, основанный на неравенстве и несвободе неимущих. Так с помощью договора закрепляется неравенство. Оно может быть устранено только путем передачи прав всех отдельных людей обществу в ходе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются и обосновывается общая воля. В этом общественном договоре положение людей двояко: с одной стороны, они независимы как части суверена, а с другой — как под­данные вынуждены подчиниться общей воле. Руссо обосновывает законность революционного переворота: народ имеет право «сбросить с себя ярмо» и «вернуть себе свободу», поскольку рабство противно самому естеству человека. Основой политичес­кой теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Она в свою очередь выступает источ­ником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления.

29) Просветители об обществе и человеке. Теория разумного эгоизма.

Клод Адриан (1715-71), французский философ. Утверждал, что мир материален и бесконечен во времени и пространстве, мышление и ощущение — свойства материи. Считал, что, поступая в соответствии с интересами, своими и других людей, человек проявляет «разумный эгоизм». Главный принцип: поступай так, как хочешь, чтобы с тобой поступали. т.е. в ответ на положительный поступок к тебе будут также хорошо относится. в этом состоит суть «разумного эгоизма». Мотивами такого поведения являются интересы, обуздаемые разумом, так как, руководствуясь одними лишь интересами, человек доходит до страстей («неразумный эгоизм»). В то же время считал сознание и страсти человека главной движущей силой общественного развития. Гельвеций основную задачу этики усматривал в определении условий, при которых личный интерес может сочетаться с интересом общественным. По Гельвецию, не только индивид есть часть более широкого целого, но и общество есть звено более обширной общности, связанного нравственными узами. Сторонник учения о решающей роли среды в формировании личности. Доказывал опытное происхождение нравственных представлений, их обусловленность интересами индивида. Основные сочинения: «Об уме», «О человеке».

Теория разумного эгоизма.

Это этическая теория, предполагающая: 1) что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе), 2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. Первым из возможных следствий этой операции становится этико-нормативная программа, которая, сохраняя единую (эгоистическую) основу поведения, предполагает этически обязательным не только учет интересов др. индивидов, но также совершение поступков, сознательно направленных к общей пользе (в т.ч. благодеяния, самопожертвование и т.д.).

Если чел разумный эгоист, то он понимает, что ему легче с другими решать некоторые проблемы. Как хорошо чел вжился в роль доброжелательности и любезности-успешность.

30) Французские просветители о боге, религии и церкви. Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различ­ного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Воль­тера способствовали не только Великой французской революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни. Основной предмет атак Вольтера — различные предрассудки, которые он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер — не атеист, он деист, а это означает, что Бог призна­ется творцом мира, но отвергается его участие в жизни общест­ва. Вольтер выступает сторонником "естественной религии". Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главный принцип морали, считает Воль­тер, сформулирован уже мудрецами древности: "Поступай с дру­гими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Считал, что религия возникла когда «встретились простак и мошенник и последний облапошил первого». Т.е. религия по Вольтеру – мошенничество. Просвещенному уму она не нужна. Однако признавал, что религия – «узда» для черни, кот. во Франции того времени гораздо больше, чем образованных людей. О церкви отзывался: «Раздавите гниду». Не стоит забывать, что тогдашняя инквизиция, давление и диктат церкви отличался от, того, что мы сегодня понимаем под этим словом.

Руссо так же, как и Вольтер, является представителем пер­вой волны французских философов-просветителей.В вопросах мировоззрения Руссо приденрживался деизма. Наряду с существованием бога признавал бессмертную душу. Руссо учил о материи и уже как двух извечно существующих началах (дуализм). Руссо существен­но развил гоббсовскую концепцию "общественного договора". Рус­со не хотел допустить порабощения свободного по природе своей человека. А это, считает он, произошло и происходит по причи­не невежества части населения, вследствие его обмана и насилия над ним. Молодой Руссо видел истоки неравенства в частной соб­ственности и государственном устройстве, он советовал людям вер­нуться к природе, деревенскому уединению в том числе. Позд­нее философ встает на несколько иную точку зрения: общественный договор позволит преодолеть неравенство. При этом Руссо сохраняет свою заинтересованность в счастливом будущем всех людей. Руссо провозглашает суверенным народ, суверени­тет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ. Провозглашенные Руссо политические тре­бования в наши дни кажутся вполне очевидными и весьма при­вычными. В свое же время они были далеко не очевидными со­циально-философскими новациями, которые весьма ограниченно гармонировали с концепцией человека разумного. Руссо, подоб­но Вольтеру, проявил себя как мастер прикладного использова­ния философии.

31) Обладая мощным интеллектом, И. Кант в то же время огра­ничивал возможности разума. В начале 70-х гг. состоялся пере­ход к воззрениям так называемого «критического» периода в развитии философских взглядов Канта. В трактате «Критика чистого разума» Кант утверждает, что существует независимый от нашего сознания мир вещей. Кант называет их «вещами в себе». Познание, по Канту, начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызы­вают ощущения, которые затем организуются сознанием. На их основе возникают понятия и суждения нашего рассудка и идеи нашего разума. Тем самым происходит «явление» вещи. Но, при этом познать саму «вещь в себе» человеку не дано. Возможности разума, по Канту, ограничены познанием лишь яв­лений, проникнуть же в сущность мира человеческому разуму не дано. Так в философии Канта возникает потусторонний мир, на­ходящийся за пределами человеческого разума. Кант предлагает свое решение одной из слож­нейших философских проблем. Приступающий к познанию ин­дивид располагает сложившимися до него в науке формами по­знания, категориями, которые обеспечивают возможность познания. С одной стороны, индивид обладает готовыми катего­риальными конструкциями, с другой — опытными данны­ми. Т.е. по Канту знание есть опытное (постаприорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. «Все лебеди белые». Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувствен­ное. В этом синтезе и состоит природа науки.

32) Эммануил Кант родился в 1724г. в Кенигсберге. Здесь же учился, стал ректором университета, писал свои труды и умер в 1804. Этика Канта. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек также и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Как нравственное существо человек принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Закон этот требует, чтобы каждый поступал всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относился ко всякому человеку как к цели, а не как к средству. Поступок может быть моральным только если он совершен из уважения к нравственному закону. Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и законы (выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при любых условиях. Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные обязанности - любовь и уважение. Этическое учение - гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя приносить ее в жертву даже ради блага общества. Кант стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту верой в «умопостигаемый» мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование «практического разума». Практический разум - человек если не приучается быть морально добрым, то становится, по крайней мере, хорошим гражданином.