Проблема истины.
Истина – величайшая социальная и личная ценность. Она укорена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
С истиной справедливо связывается самое благородное, возвышенное и значимое в процессе познания мира, человека, общества. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.
В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это только регулятивная идея, т. е. некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание.
Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность . Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента. Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.
Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного
мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а
также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная,
обыденная, нравственная.
При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение. И истина и
заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса
познания.
Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету,
несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно
из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания.
Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения
многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские,
эмпирические и теоретические.
Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения
истины в корыстных целях и дезинформации -передачи
ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного.
Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и мошенничество, и
подлог.
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: