Марк аврелий
МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим - 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император, представитель позднего стоицизма, автор философских "Размышлений"
.
К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:
• глубокое личное уважительное отношение к Богу;
• признание высшим мировым началом Бога;
• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;
• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;
• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;
• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;
• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
• разделение души и разума;
• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;
• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;
• предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.
"Размышления" ("К самому себе"), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре (впервые изданы в 12 книгах в 1558 с параллельным латинским переводом), в кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне: "Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава - недостоверна. Все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же - значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий...".
При чтении записок сразу обращает на себя внимание настойчиво звучащая тема о бренности всего вещного, текучести всего мирского, монотонности жизни, ее бессмысленности и никчемности. Античный мир рушился, христианство начинало завоевывать души людей. Самая грандиозная духовная революция лишала вещи их древнего и, казалось, вечного смысла. В этой ситуации переоценки ценностей у человека рождалось чувство ничтожности всего того, что его окружало.
Марк Аврелий, как никто другой, остро чувствовал течение времени, краткость человеческой жизни, смертность человека. «Оглянись назад — там безмерная бездна времени, взгляни вперед — там другая беспредельность». Перед этой беспредельностью времени одинаково ничтожны и самая долгая, и самая короткая жизнь. «Какое же значение имеет по сравнению с этим разница между тем, кто прожил три дня, и прожившим три человеческих жизни?»
Так же остро осознавал Марк Аврелий ничтожность всего: «Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет». Напрасная надежда остаться надолго в памяти потомства: «Ничтожна и самая долгая слава посмертная; она держится лишь в нескольких кратковечных поколениях людей, не знающих самих себя, не то, что тех, кто давно почил». «Что же такое слава? Сущая суета». Эти примеры пессимизма можно умножить. Разочарованность и усталость императора — это разочарованность и усталость самой Римской империи, которая сгибалась и рушилась под весом собственной необъятности и мощи.
Однако при всем пессимизме мировоззрение Марка Аврелия содержит целый ряд высоких нравственных ценностей. Лучшее в жизни, считает философ, «справедливость, истина, благоразумие, мужество». Да, все — «сущая суета», но есть в жизни то, к чему следует относиться серьезно: «Праведное помышление, общеполезная деятельность, речь, неспособная ко лжи, и душевное настроение, с радостью приемлющее все происходящее как необходимое, как предусмотренное, как проистекающее из общего начала и источника».
Человек, в понимании Марка Аврелия, тройственен: у него есть тело — оно смертно, есть душа — «проявление жизненной силы» и есть разум — руководящее начало.
Разум в человеке Марк Аврелий называет его гением, его божеством, а следовательно, нельзя оскорблять гения тем, чтобы «когда-либо преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками». Философ призывает человека к тому, чтобы всю свою жизнь не дать своей душе опуститься до состояния, недостойного разумного и призванного к гражданственности существа. А когда наступит конец жизни, «расстаться с нею так же легко, как падает созревшая слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему ее древу».
Таков правильный путь, по которому должен идти человек. Найти же этот путь может помочь только философия: «Философствовать же значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна. Добиваться того, чтобы он стоял выше наслаждений и страданий. Чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, чтобы не касалось его, делает или не делает чего-либо его ближний. Чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное. Чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо. Но если для самих элементов нет ничего страшного в их постоянном переходе друг в друга, то где основания бояться кому-либо их обратного изменения и разложения? Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным».
Глоссарий:
Бытие - Объективная реальность (материя, природа), существующая не зависимо от сознания человека или совокупность материальных условий жизни общества. Жизнь существование.
Материя — объективная реальность, существование вне и независимо от человеческого сознания. Основа (субстрат), из которого состоят физические тела. Предмет речи и разговора.
Время - форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Одна из форм(наряду с пространством) существование бесконечно развивающейся материи — последовательная смена ее явлений и состояний.
Движение — способ существование сущего. Форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. Перемещение кого — чего - либо в определенном направлении.
Форма — устройства, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Неоплатонизм (Суфиярова)
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: