logo
Общий конспект

Философия Нового времени

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны:

- становление капитализма;

- бурное развитие науки и техники;

- постепенная смена авторитарных политических режимов демократическими;

- понижение авторитета церкви и рост авторитета науки;

- преобладание в культуре светских элементов над церковными;

- переход от религиозной философии к философии материалистического направления с механистической окраской.

Этот период называют эпохой научной революции.

Черты философии Нового времени: - преобладание гносеологической проблематики над онтологической; - отчетливо выраженный интерес к методологии научного познания; - рационализм и антропоцентризм как основания философствования; - просветительская направленность; - критика религии и теологии.

Основные проблемы философии: - проблема истины в познании; - чувственное и рациональное познание, их соотношение; - природа методов научного познания.

Задача науки и философии - содействовать увеличению власти человека над природой - вела к пониманию необходимости исследования законов и причин явлений, их закономерностей. Поэтому проблемы субстанции и её свойств интересуют буквально всех философов Нового времени.

Философия этого периода представлена двумя основными направлениями – эмпиризмом и рационализмом.

Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Они призывали во всем полагаться на данные опыта и человеческую практику.

Сторонники рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) полагали, что основным источником достоверного знания является знание. Они считали, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истину.

Онтология - раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Гносеология - философское учение о способности человека познать действительность, постичь истину; учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник эмпиризма. Его произведения: «Новый Органон»

«Нравственные и политические очерки»

«О мудрости древних»

«О достоинстве и приумножении наук»

«Новая Атлантида»

Исследовательский метод познания, разработанный Бэконом - ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Новый Органон» и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Он разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, названные «идолами» или «призраками»:

- «Призраки рода» коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой;

- «Призраки пещеры» это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые; возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания;

- «Призраки площади (рынка)» порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением;

- «Призраки театра» это усваиваемые человеком ложные представления об устройстве действительности, не критически заимствованные из философских учений.

Метод экспериментального исследования Бэкона состоит из таблиц, направленных на изучение условий существования явлений:

- Таблица присутствия (здесь исследователь фиксирует все встречающиеся в природе случаи изучаемого явления);

- Таблица отсутствия (изучаются условия, при которых изучаемое явление не встречается);

- Таблица сравнения (сопоставляются случаи изменения признака);

- Таблица отбрасывания (фиксируются случайные, не типичные признаки);

- Таблица сбора плодов, выводы.

Эти таблицы позволяют выделить какой-либо феномен, точно определить причины его возникновения и учесть сопровождающие его случайные и существенные факты. Таблицы Бэкона дают схему любого экспериментального исследования.

Он различает два вида опытов:

- «плодоносные» (цель которых - принесение непосредственной пользы человеку);

- «светоносные» (цель которых не польза, а познание законов явлений и свойств вещей, помогающих дальнейшим исследованиям).

Историческое значение Бэкона в науке Нового времени заключается в том, что он сделал опыт основой естествознания и таким образом на место прежнего фантастического и схоластического способа исследования природы поставил объективное, чисто физическое воззрение на нее. Его наиболее значимым достижением является раскрытие логики опыта - определенного руководства к надежному и плодотворному опыту. Он возвысил слепое испытание до искусства экспериментирования, основанного на логических законах и правилах.

Идолы - согласно Бэкону - заблуждения человеческого ума и чувств в процессе познания.

Эмпиризм или сенсуализм - направление в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником формирования знаний. Основной принцип эмпиризма: нет ничего в разуме, чего не было бы в первоначальных чувствах.

Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Рене Декарт (1596-1650) - французский философ, основоположник рационализма. Его произведения:

«Рассуждение о методе»

«Метафизические размышления о первой философии»

«Начала философии»

«Трактат о человеке»

«Страсти души»

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, он вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ. Бог создал мир, также состоящий из субстанций, но сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу, а по отношению же к высшей субстанции они производны и зависят от него.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода и определяет их коренные свойства:

- материальные (протяжённость);

- духовные (мышление).

Остальные свойства субстанций производны от их коренных свойств и называются модусами (модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве; модусами мышления являются чувства, желания, ощущения).

Человек - единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

Декарт - сторонник дуализма, противопоставивший душу и тело как две независимые, автономно существующие субстанции. Тело человека он сравнивает с часами или иным автоматом: «когда они собраны и у них есть материальное условие тех движений, для которых они предназначены». А душа соединена со всем телом, но больше её деятельность связана с мозгом. В «Страстях души» Декарт впервые ввел в обращение философской науки термин «эмоции».

Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души, которые подразделяются на 3 группы:

- чисто физиологические (от восхищения до гнева, от радости до печали, здесь ощущение навязывает свой закон субъекту);

- психологические (душа и тело проявляются в единстве, они могут определяться как субъектом, так и объектом, это желание, надежда, страх, любовь, ненависть);

- моральные (связанные со свободой воли и несущие на себе печать души, одна из них - щедрость).

Страсти могут помогать или мешать мышлению. Поэтому необходимо научиться управлять ими, преодолевать ненужные эмоции и обеспечивать ясное самосознание. Пути управления страстями:

- переход к другим видам деятельности;

- рациональный, логический путь снятия эмоционального напряжения через объяснение причины возникновения отрицательных эмоций.

Особая роль отводится двум эмоциям - печали и радости. Печаль обнаруживает то, чего надо избегать, радость указывает на то, что следует поддерживать и культивировать.

В уме человека Декарт выделяет три вида идей:

– врожденные (обнаруживают себя в сознании человека, как содержащиеся там изначально);

– приобретённые (приходят извне);

– сотворённые (которые человек сам сконструировал).

Декарт предлагает прибегнуть к методу радикального сомнения, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе нашего знания. Согласно этому необходимо подвергнуть сомнению все предыдущие знания и попытаться найти абсолютно достоверные.

Он предлагает применять следующие правила исследования:

- Правило очевидности: допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;

- Правило простоты: разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения;

- Правило перехода от простого к сложному: располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с простейших, известных и доказанных вопросов, переходя к более сложным, неизвестным и недоказанным;

- Правило контроля: делать всюду перечни настолько полные и всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, согласно Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Всеобщий и необходимый характер математического знания казался Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на вполне достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.

Модусы – согласно Декарту - производные свойства субстанций от их коренных свойств (пример: модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве; модусами мышления являются чувства, желания, ощущения).

Страсти - согласно Декарту - не сильные и длительные чувства, а страдательные состояния души, возникающие тогда, когда мозг сотрясают "животные духи", которые приносятся туда по нервным трубкам. Страсти возникают в результате воздействия на организм объекта и являются переживаниями движения "животных духов".

Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Дедукция - процесс мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, общей формой дедукции является силлогизм (умозаключение).

Картезианство - от латинизированного имени Декарта - направление в истории философии, идеи которого восходят к Декарту. Для картезианства характерны скептицизм, рационализм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Джон Локк (1632-1704) - британский философ, представитель эмпиризма, сенсуализма, основатель либерализма. Его труды:

«Письма о веротерпимости»

«Опыт о человеческом разуме»

«Трактат о гражданском правлении»

«Два трактата о государственном правлении»

«Некоторые мысли о воспитании»

Все начинается с критики теории врожденных идей Декарта.

Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистым листом, на который опыт пишет свои письмена.

Он разделял два вида опыта:

- внешний (ощущение), таким путем получаем идеи желтого, холодного, мягкого, горького, сладкого, т.е. чувственные идеи;

- внутренний (рефлексия), при размышлении над чувственными идеями возникают идеи рефлексии, которые не могут быть получены из внешнего мира.

Согласно Локку, по способам образования и формирования все идеи делятся на простые и сложные. Любой опыт приводит к возникновению простых идей. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Это идеи, доставляемые при посредстве:

- одного органа чувств (свет и цвет доставляются только зрением);

- нескольких чувств (идеи пространства, протяженности, формы, покоя и движения);

- рефлексии (идеи восприятия, мышления);

- всех видов ощущения и рефлексии (например, удовольствия или страдания).

Сложные идеи создаются из простых идей благодаря активности ума, его самостоятельности и свободе. Локк выделяет три основных способа образования сложных идей:

- соединение нескольких простых идей в одну сложную;

- сведение вместе двух идей, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;

- обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности, или абстрагирование общих идей от других.

Примеры сложных идей - красота, благодарность, человек. Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания.

Согласно педагогическим идеям Локка, «девять десятых людей делаются такими, какие они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Он разработал систему воспитания джентльмена, которая включает:

- физическое воспитание;

- умственное воспитание;

- религиозное воспитание;

- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание.

Главная особенность системы – утилитаризм (каждый предмет должен готовить к жизни).

Основной дидактический принцип - в обучении опираться на интерес и любознательность детей.

Познание понимается Локком как установление степени согласованности идей. Он выделяет 3 уровня познания:

-чувственный;

-демонстративный (доказательный);

-интуитивный.

Чувственное познание, являясь исходным моментом познавательного процесса, оценивается как недостаточно надежное. Наиболее достоверное знание - интуиция. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. При демонстративном познании восприятие соответствия или несоответствия двух идей совершается не непосредственно, а опосредованно, через систему посылок и выводов, путем рассуждений и умозаключений.

Локк - теоретик гражданского общества и правового демократического государства. По его мнению, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность). Компоненты механизма, мешающего государству выходить за рамки своих полномочий - принципы разделения власти и законности.

В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия), не исключая возможность промежуточных форм. Он был сторонником конституционной монархии, а абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.

Локк является создателем сенсуалистической теории познания. В его работах опровергается учение о врожденных идеях, преодолевается дуализм чувственного и рационального. Краеугольным камнем гносеологии Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из индивидуального опыта. Локк - основоположник ассоциативной психологии. Его философские, социально-политические и педагогические идеи составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Он первым предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную. Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора.

Ассоциация - согласно Локку - неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их, они всегда сопровождают друг друга».

Джордж Беркли (1685-1753) - английский философ, представитель эмпиризма, объективного и субъективного идеализма. Его труды:

«Трактат о принципах человеческого знания»

«Опыт новой теории зрения»

«Три разговора между Гиласом и Филонусом»

«Алсифрон»

«Сейрис»

Центральные принципы философии Беркли:

- существовать это значит быть воспринимаемым;

- вещи есть комплексы ощущений;

- мы не можем воспринимать вещи отлично от того, какими они предстают перед разумом, следовательно, мы воспринимаем собственные идеи или ощущения.

Отвергнув бытие материальной субстанции, он признает существование только духовной субстанции, ею является Бог. Он полностью активен, создает наши души и вкладывает в них идеи. Идеи совершенно пассивны, а души могут быть и пассивными, и активными. Активны они, если воспринимать их с точки зрения познающих идей, а пассивны постольку, поскольку созданы Богом.

По мнению Беркли, вещи возникают лишь благодаря восприятию и исчезают, когда оно прекращается. Т.е. всё многообразие вещей реально существует в уме, а не как независимая от него материальная действительность. Все люди воспринимают одни и те же предметы одинаково, следовательно, они существуют не в моем уме, но и в уме вообще. Поэтому если мы уверены, что мир существует, то существует и некий ум, который порождает этот мир. Таким образом, Беркли приходит к доказательству существования Бога.

Философское учение Беркли направлено на опровержение материализма и обоснование религии. Он выступал с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, утверждал, что нет разницы между первичными и вторичными качествами. Также Беркли стремился дока­зать, что мы воспринимаем лишь свойства вещей, т.е. то, как объект воздействует на наши органы чувств, но мы не схватываем самой его сути, а ведь свойства весьма относительны к воспри­нимающему субъекту. Чувственные впечатления - это феноме­ны психики.

Дэвид Юм (1711-1776) - шотландский философ, представитель эмпиризма, субъективного идеализма и агностицизма. Его работы:

«Трактат о человеческой природе»

«Исследование о человеческом познании»

«Моральные и политические очерки»

«История Великобритании в 8 томах»

«Диалоги о естественной религии»

Юм ставит в центр философствования учение о человеке. Он включает в человеческую природу следующие главные признаки:

- человек это разумное существо, и он находит себе надлежащую пищу в науке;

- человек не только разумное, но и общественное существо;

- человек, кроме того, деятельное существо, и благодаря этой наклонности он должен предаваться различным делам и занятиям.

Юм считал, что наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без какого-либо априорного (врождённого) знания. Опыт состоит из восприятий, которые делятся на два вида:

- впечатления это более сильные восприятия, которые осуществляются непосредственно,  когда мы слышим, чувствуем, видим (делятся на ощущения и эмоции);

- идеи это более слабые восприятия, чувственные образы памяти, продукты воображения, в том числе искаженные и фантастические (делятся на воспоминания и воображения).

Отношения между двумя этими видами решаются вполне однозначно: все наши идеи являются копиями наших впечатлений.

Идеи могут соединяться между собой и находиться в определенных отношениях. Юм насчитывает 3 типа таких отношений или ассоциаций:

- ассоциации по сходству (портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о друге в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство, но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам);

- ассоциации по смежности в пространстве и времени (например, впечатления и воспоминания о родном доме яснее, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься вдали);

- ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни.

Понятие причинности возникает благодаря опыту и проходит 3 стадии:

- ожидание явления В вслед за явлением А;

- далее ожидание переходит в привычку;

- привычка переходит в веру.

Следовательно, причинность существует не в природе, а только в сознании.

Скептическая философия Юма делает уступку агностизму, отвергающему познание мира или сомневающемуся в том, что человек способен иметь знание о мире. Также он полагал, что нельзя доказать наличие в мире причинной связи. Юм отвергает понятие субстанции, он рассматривает его как иллюзию. По его мнению, нет не только субстанциальной материи, но и духовной субстанции. Он  выразил свое мнение так: «невозможно доказать ни существование, ни несуществование материи», занимая тем самым агностические позиции. В отношении Бога он держался такой же позиции, был атеистом.

Ассоциации - согласно Юму - один из видов отношений, из множества отношений он выделяет причинные ассоциации.

Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающего человека действительности.

Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, сторонник рационализма. Его работы:

«Рассуждение о метафизике»

«Новая система природы»

«Новые опыты о человеческом разуме»

«Теодицея»

«Монадология»

«Кодекс международного дипломатического права»

«Христианнейший Марс»

В противовес теории Декарта и Спинозы он выдвинул теорию о монадах (о множественности субстанций). Согласно этой теории весь мир состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций - монад, имеющих не дуалистическую, а единую природу. Её свойства:

- простая, неделимая, внутренне неизменна;

- духовна, не материальна, живёт по законам гармонии;

- составляет сущность каждой вещи;

- в мире нет двух одинаковых монад.

Все существующие монады Лейбниц делит на 4 класса:

- голые монады (лежат в основе неорганической природы);

- монады животных (обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием);

- монады человека или души (обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить);

- высшая монада Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Лейбниц критикует уподобление сознания человека чистому листу, но и не соглашается с концепцией врождённых идей. Ученый пытается определить свой, средний путь в решении этого вопроса. Лейбниц пытается примирить эмпиризм и рационализм следующим образом:

- все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»;

- «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

- «истины факта» это знания, полученные опытным путем, как правило, констатирующие сам факт, не говоря о его причинах, имеют вероятностный характер;

- нельзя игнорировать оба знания, т.к. они незаменимы.

Лейбниц стремился сочетать позитивные моменты в эмпиризме и рационализме. В логике развивал учение об анализе и синтезе, ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Он первым обратился к вопросу о возникновении российской правящей династии, который связывался в первую очередь с проблемой образования Древнерусского государства. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.

Лецбниц писал: «хотя наш мир содержит много зла, не совершенен и имеет

много недостатков, все же он наилучший и совершеннейший из всех возможных миров». Развивая этим свою знаменитую теорию оптимизма.

Монада – согласно Лейбницу - нематериальное образование, неделимое, неизменяемое, из которого состоят все другие существа, аналог психической деятельности.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ, сторонник рационализма, пантеизма. Его произведения:

«О Боге, человеке и его счастье»

«Трактат об усовершенствовании разума»

«Богословско-политический трактат»

«Этика»

Спиноза выделяет 3 вида (ступени) познания: - истина (постигается разумом, основу познания составляет интуиция, которая дает достоверное знание);

- рассуждения разума (человек получает истинные знания, нуждающиеся в доказательствах, рациональное познание устанавливает связи между идеями);

- чувственные познания (знания, основанные на беспорядочном опыте, чаще далекие от истины).

В основу философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции (философ отождествляет природу и Бога, преодолевая противоречие дуализма Декарта). Она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:

- протяжение

- мышление

На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу.

          От субстанции Спиноза отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Модусы он разделяет на конечные и бесконечные. Между модусами существует взаимодействие. Составной частью учения Спинозы о модусах является учение о человеке как о сложном модусе. Человек состоит из модуса-тела и модуса-души. Душа находится в зависимости от тела. Распадение тела приводит к распадению души.

Поведение человека находится под влиянием инстинкта самосохранения и вытекающих из него аффектов, основными из которых являются:

- радость

- печаль

- влечение

Регулирующая роль аффектов проявляется в том, что радость увеличивает способность тела к действию, а печаль уменьшает её. Особое свойство человека - разумность. Разум делает человек свободным. Свобода - познанная необходимость.

Спиноза рассуждает над местом человека в обществе. Общество и государство создаются ради взаимопомощи и безопасности людей. Государство - договор между людьми. Он выделяет 3 формы правления:

- монархия;

- аристократия;

- демократия (считает идеальной организацией).

Аффекты – согласно Спинозе - состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию.

Атрибут - согласно Спинозе - фундаментальное свойство субстанции, то, что составляет её сущность.

Модус - согласно Спинозе - состояние субстанции, т.е. нечто, содержащееся в другом, через которое и представляется.

Пантеизм - философское учение, объединяющее, а иногда отождествляющее бога и мир. Иными словами, это учение, согласно которому природа и бог это две стороны одного и того же явления.

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ, сторонник эмпиризма, материализма, автор теории общественного договора. Его труды:

Философская трилогия «Основы философии»: «О теле», «О человеке», «О гражданине»

«Левиафан»

«Возражения на «Метафизические размышления» Декарта»

Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости отделять религию и философию. Гоббс утверждал, что догматы религии не нуждаются в рационализации, поэтому задача философии состоит в изучении и объяснении человека и мира, а не в рассуждениях о существовании бога.

Гоббс возражает против понятия субстанции, которое ввел Декарт, утверждая, что никакой абстрактной субстанции в мире не существует, ибо все наше знание происходит из ощущений.

В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противостоят друг другу, а являются взаимосвязанными этапами единого познавательного процесса.

В теории познания Гоббс является последовательным сенсуалистом и утверждает, что все наши знания происходят из ощущений. Однако чувства все же не ограничивают разум в его деятельности, ибо разум, получая данные от органов чувств, начинает оперировать ими и добывать новое знание. Поэтому знание бывает двух видов: чувственное и рациональное.

Гоббс предпринял первую сознательную попытку выстроить науку гражданского общества на основе человеческих инстинктов и стремлений. Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению - из этого положения возникают все отношения между людьми. Ему удалось выявить причины становления государства: целью или намерением людей при этом является забота о самосохранении и о более благоприятной жизни.

Гоббс - один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Он рассматривает государство как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Задача государства - обеспечение мира и безопасности.

В вопросе о формах государства симпатии Гоббса на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика у Гоббса выводится из природы. Благо рассматривается как предмет влечения и желания, а зло как предмет отвращения и ненависти. Предназначение этических нормативов состоит в сохранении гражданского мира, который рассматривается как величайшее благо, таким образом, естественный нравственный закон служит фундаментом для гражданских добродетелей, а государство делает человека нравственным.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - французский философ, разделял позиции деизма, сторонник натуралистического подхода и географического детерминизма в изучении общества. Его труды:

«Персидские письма»

«Книдский храм»

«Размышления о причинах величия и падения римлян»

«О Духе законов»

«Опыт о вкусе»

Задачей философии Монтескье считал постижение причинных связей материи, подчиняющейся законам механики. С его точки зрения, за кажущейся случайной цепью событий необходимо усматривать глубинные причины. Внешний мир отражается в сознании людей на основе деятельности разума, обобщающего результаты опыта.

Рассматривая государство, он был одним из первых, кто разграничил понятия общества и государства. Разделяя концепцию общественного договора, он связывал появление государства с определенным этапом исторического развития общества. Важнейший вклад Монтескье в политическую науку состоит в разработанной им с опорой на учение Локка теории разделения властей, главная задача которой – обосновать и гарантировать свободу гражданина в рамках правового государства.

В своей социальной философии Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества, полагая, что для того, чтобы понять ту или иную форму общественного развития, необходимо понять то законодательство, которое существует в данном обществе.

Он различает два типа законов, существующих в обществе:

- естественные (определяются биологическими, природными характеристиками человека);

- социальные (определяются законами).

Концепция географического детерминизма разработана в книге «Дух законов». Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Человек, восприняв однажды те или иные законы, обычаи и традиции, не расстаётся с ними. Анализируя вопросы происхождения рабства, философ считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса.

При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую философ понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти.

Монтескье выделял 3 основных образа правления, существовавших в истории:

- республиканский

- монархический

- деспотический

Принципы форм правления: республика – добродетель, монархия – честь, деспотия – страх.

Деизм - религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее его вмешательство в течение событий.

Географический детерминизм – учение, согласно которому главной детерминантой общественного развития является географический фактор.

Жан Жак Руссо (1712-1778) – французский философ, представитель сентиментализма, разделял позиции деизма. Его произведения:

«Новая Элоиза»

«Эмиль»

«Общественный договор»

«Рассуждение о начале и основаниях неравенства»

Отмечал противоречивость последствий прогресса цивилизации, служил идее возврата человека к природе.

В своих первых произведениях Руссо выразил все основные положения своего мировоззрения. Просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью.

Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности.

Государство должно возникнуть путём общественного договора и защищать интересы граждан. Если государство перестает выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Руссо возлагал на так называемую гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели.

В педагогике Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В романе он изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.