Философия истории
История философии как особая область исследования зарождается в древности. Соч. Платона и Аристотеля содержат кри-тич. анализ учений их предшественников, подчинённый изложению собств. философия. Соч. Диогена Лаэртия и Секста Эмпирика представляют собой попытки концептуального, с позиций скептицизма, осмысления истории антич. филос. учений. В эпоху средневековья, а также в 16—18 вв. историко-филос. исследования были частью комментариями к соч. выдающихся философов, частью полемич. произведениями, отражающими борьбу течений в философии. В дальнейшем появились систематич. учебные курсы И. ф., которые, как правило, носили описат., эклектич. характер, далёкий от теоретич., концептуального осмысления историко-филос. процесса.
Поворотным пунктом в становлении историко-филос. науки были «Лекции по истории философии» Гегеля, который, как указывал К. Маркс, «... впервые постиг историю философии в целом...» (М аркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, с. 447). Ф. Энгельс характеризует этот труд как «... одно из гениальнейших произведений» (там же, т. 38, с. 177). Гегель рассматривает историко-филос. процесс как закономерное посту-пат. развитие, отвергая господствовавшие представления, согласно которым И. ф.— нагромождение заблуждений, беспорядочная смена учений, лишённых внутренне необходимой связи. По Гегелю, каждая философия есть самосознание исторически конкретной эпохи; этим определяются её содержание, значение и в этом же её неизбежная ограниченность. Переход к новой эпохе означает возникновение новой философии, но предшествующие филос. учения не предаются забвению; их принципы, освобождённые от свойственной им историч. ограниченности, усваиваются последующими учениями. Поэтому отрицание предшествующей философии, если оно носит конкретный, диалектич. характер, есть развитие посредством преемственности, благодаря которой осуществляется обогащение филос. знаний. Философия, утверждал Гегель, есть «развивающаяся система, и такова также история философии...» (Соч., т. 9, Л., 1932, с. 33). Обоснование этого положения — выдающийся вклад Гегеля в теорию историко-филос. процесса. Однако философ не применил этого принципа к собств. системе, в которой он видел абс. завершение филос. развития. Это антиисторич. воззрение обусловлено идеализмом Гегеля, истолковывающим философию как самопостижение «абс. духа», сущность крого сводится к мышлению мышления. Мышление при этом толкуется не только (и не столько) как человеч. способность, сколько как изначальная субстанциальная природа всего существующего. Бурж. философы 2-й пол. 19 в. отвергли рациональное зерно гегелевской теории историко-филос. процесса. Дильтей. оказавший большое влияние на совр. концепции, утверждал, что историкофилос. процесс выражает субстанциальность и иррациональность человеч. жизни. Присущие ей импульсивность, чувственность, субъективность несовместимы с закономерным следованием событий; имеющим место в неживой природе. Философия, согласно этому воззрению, есть в основе своей индивидуальное мироощущение, а И. ф. может быть правильно понята лишь как анархия филос. систем, каждая из которых интеллектуально воспроизводит неизбежное для данной историч. эпохи чувство жизни, не подлежащее оценке как истинное или ложное: оно просто существует, как сама жизнь.
Классики марксизма подвергли критике идеалистич. учение Гегеля, но вычленили заключающееся в нём «рациональное зерно», в том числе и гениальную постановку ряда проблем И. ф. как науки. В противовес гегелевской идеалистич. теории они рассматривали филос. развитие как процесс, внутренние движущие силы которого в конечном счёте обусловлены социально-экономич. прогрессом, науч. достижениями и развитием форм обществ. сознания в целом, борьбой между прогрессивными и реакц. классами и социальными группами. На всём протяжении И. ф.. отмечал Энгельс, «философов толкала вперед... не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 285). С этих позиций Энгельс рассматривает переход от одной историч. формы материализма к другой, более содержательной, прогрессивной, а также эволюцию идеалистич. философствования. Переход от наивной стихийной диалектики антич. философов к метафизич. способу мышления, ставшему господствующим в новое время, также объясняется, как показывает Энгельс, социально-экономич. развитием и обусловленным им прогрессом науч. знания. Но столь же необходимым является и отрицание метафизики диалектич. способом мышления, соответствующим более высокому уровню социально-экономич. и науч. развития.
В противоположность Гегелю, сводившему И. ф. к развитию идеализма, марксистсколенинская теория историко-филос. процесса, напротив, раскрывает развитие философии как борьбу различных учений, течений, направлений, в ходе которой происходит радикальная поляризация философии на главные — материалистическое и идеалистическое — направления, борьба между крыми образует движущую идейную силу филос. развития. Теоретич. основой поляризации филос. учений являются альтернативные решения осн. филос. вопроса — вопроса об отношении духовного к материальному, сознания к внеш. миру. Материализм и идеализм, разъясняет В. И. Ленин, являются гл. филос. партиями; борьба между ними есть развитие филос. знания, осуществление идеологич. функции философии, изменение её места в обществ. развитии, её отношения к наукам, с одной стороны, и к религии — с другой. Принцип партийности философии — необходимое выражение материалистич. понимания истории, теоретич. основа науч. И. ф., созданной марксизмом. Партийность философии — её объективная социологпч. и гно-сеологич. определённость, правильное понимание которой кладёт конец идеалистич. противопоставлению философствования как нефилос. исследованию, так и практич. деятельности.
Основополагающим принципом марксистской И. ф. является, далее, принцип историзма, предполагающий конкретно-историч. оценку каждого филос. учения в рамках исторически определ. обществ. формации, эпохи, с учётом специфич. условий развития философии в данной стране, на данном уровне экономич., политич., науч., идеологич. развития общества и т. д. Принцип историзма прямо противоположен характерной для совр. бурж. И. ф. модернизации, которая представляет собой субъективистскую, антиисторич. интерпретацию развития философии. Типичными примерами такой модернизации являются экзистенциалистская, позитивистская ? неотомистская интерпретации историко-филос. процесса. Экзистенциализм изображает И. ф. преим. как историю экзистенциализма и его оппонентов. Для неотомистов гл. персонажами И. ф. являются Аристотель и Фома Аквинский. Все остальные философы характеризуются как отклонявшиеся от правильного пути. Неопозитивисты считают существенным в И. ф. гл. обр. развитие эмпиризма.
Возникновение диалектич. и историч. материализма— величайшая революция в филос. развитии, положившая начало истории марксистской философии. Философия марксизма принципиально отличается от предшествующих филос. учений как развивающаяся научно-филос. система, науч. мировоззрение, органически связанное с социальным прогрессом, передовой обществ. практикой, науч. достижениями. Важнейшим этапом в развитии созданного Марксом и Энгельсом научнофилос. мировоззрения являются труды Ленина, непо-средств. продолжением которых выступают исследования философов-марксистов нашего времени.
Неотъемлемой составной частью марксистско-ленинской историко-филос. науки является критич. анализ совр. бурж. философии, в том числе новейших идеалистич. теорий историкофилос. процесса. Наиболее влиятельной среди этих течений является франц. школа «философии истории философии» (гл. представители — М. Геру, А. Гуйе, П. Рикёр, Ф. Бруннер). Сторонники этого течения, именуемого «радикальным идеализмом», утверждают, что все филос. учения, поскольку они являются оригинальными системами, не подвластны историч. развитию и представляют собой независимые друг от друга вневременные духовные ценности. Подлинное содержание каждой филос. системы — неповторимая творч. индивидуальность философствующего, способ его самоутверждения. Понятия материализма, идеализма, рационализма и т. д. оказываются лишь искусств. рубриками, затушёвывающими индивидуальность филос. учений, которая делает невозможной их классификацию. «Философия истории философии», констатируя существование множества филос. учений, обосновывает плюралистич. интерпретацию историко-филос. процесса, которая смыкается с концепциями социального и политич. плюрализма. В отличие от классиков бурж. философии и в противовес марксизму, теоретики этой школы пытаются доказать, что философия, как и искусство (не говоря уже о религии), по природе своей не может и не должна быть наукой. Она изображается как сверхнауч. постижение действительности. Противопоставление философствования науке, давно уже ставшее историч. анахронизмом, доводится «философией истории философии» до крайностей анти-сциентизма.
1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически — шестую формацию) — "азиатский способ производства".
Первобытнообщинная формация характеризуется:
• примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота, земледелие);
• отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и результаты труда;
• равенством и личной свободой;
• отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
• слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя:
• ирригационное земледелие как основу экономики;
• отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения);
• государственную собственность на землю и средства производства;
• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии);
• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
• возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые", "говорящие" — рабов;
• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
• государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
• крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов;
• труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов крестьян;
• особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
• основную роль в экономике начинает играть промышленность;
• усложняются средства производства — механизация, объединение труда;
• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
• основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
• отсутствием частной собственности на средства производства;
• государственной (общественной) собственностью на средства производства;
• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников;
• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества;
• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства, так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
3. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих
внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
4. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская; • китайская;ь• вавилонская; • египетская;
• античная; • арабская; • русская; • западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.
5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и
свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";
все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
• традиционную;
• доиндустриальную;
• индустриальную.
На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом развитии прошло стадии:
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.
- Философия и мировоззрение
- Исторические типы мировоззрения.
- Особенности, черты:
- Предмет философии
- Структура философии
- Функции философии
- Этапы развития философии
- Античная философия
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия XIX-XX вв.
- Основной вопрос и основные направления философии
- Древневосточная философия: общая характеристика.
- Древнеиндийская философия
- Философия буддизма
- 2. Течения Буддизма:
- Глоссари
- Философия Китая
- Предыстория китайской философии (до VI века до н. Э.)
- Древняя китайская философия (VI—II вв. До н. Э.)
- Средневековый период китайской философии (II в. До н. Э. — X в. Н. Э.)
- Новое время китайской философии (с 1000 г. Н. Э.)
- Жень - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
- Античная философия.
- Милетская школа
- Сочинения
- Наука Астрономия
- Геометрия
- Устройство космоса
- Глоссарий
- Анаксима́ндр Миле́тский
- Космология
- Астрономия и география
- Анаксиме́н Миле́тский
- Пифагор и пифагорейцы
- Элейская школа
- История
- Парадоксы
- Парадоксы множества.
- Стрела.
- Стадий.
- Значение Элейской школы
- Глоссарий
- Анаксагор
- Парменид
- Софисты
- Философия софистов
- Протагор (Protagoras, 480–411 до н.Э.)
- Горгий (ок. 483—373 до н. Э.)
- Значение деятельности софистов
- Глоссарий
- Платон(Аристокл).
- Биография.
- Учение о душе.
- Диалектика Платона.
- Значение философии Платона.
- Глоссарий.
- Аристотель.
- Эллинистическая школа
- 1.Скептицизм (Пиррон, Энесидем, Агриппа, Ксанф)
- 2.Эпикуреизм (Эпикур, Метродор Лампсакский);
- 3.Стоики (Ранняя и Средняя стоя) (Зенон Китийский, Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет Малльский, Панетий Родосский, Посидоний);
- Эпикуреизм
- Антисфен
- Глоссарий:
- Диоген Синопский
- Скептицизм
- Секст эмпирик
- Стоици́зм
- Логика Стоическая логика, помимо формально-логической теории, содержит исследование гносеологических и лингвистических проблем.
- Периодизация стоицизма
- Марк аврелий
- Неоплатонизм
- Филон Александрийский
- Глоссарий
- Философия Средневековья (VI-XIV в.)
- Эпоха Возрождения. Ренесанс (XIV-XVII вв.)
- Исламская философия
- Основные представители:
- Ибн Сина
- Философия Нового времени
- Немецкая классическая философия.
- Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию.
- Мировая история, история познания
- 4. Объективный идеализм г. Гегеля
- 5. Антропологический материализм л. Фейербаха
- В атеистическо-антропологической теории л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:
- Русская философия.
- 1.2.Небытие
- 1.3.Основные формы бытия:
- История возникновения материи
- 2.3. Основные свойства материи (атрибуты).
- Сознание.
- Основные подходы к проблеме сознания.
- Объяснение происхождения сознания.
- Материалистическое объяснение сознания. Теория отражения.
- Структура сознания.
- Познание.
- Два уровня познания.
- Проблема истины.
- Практика как критерий истины
- 1. «Закон единства и борьбы противоположностей»
- 2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»
- 3. «Закон отрицания отрицания»
- Форма и содержание.
- Философия истории
- Будущее
- Проблема человека в философии.
- Основные определения: