logo search
ФИЛОСОФИЯ-КАЗ / ТИПпрфилос2005

Содержание Введение

Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав объекта изучения входят основные направления и проблемы мировой и отечественной философии в их внутренней взаимосвязи. Предметом философии является анализ универсалий культуры. Философия есть рефлексия над предельными основаниями бытия вообще и человеческого бытия в контексте культуры и природы.

Методы изучения дисциплины: В процессе преподавания и изучения студентами курса философии применяются основные философские методы и принципы:

Статус и структура, роль и место данной дисциплины среди других дисциплин:

Философия есть особая форма духовного производства, несводимая к другим его формам (религии, науке, искусству, морали и др.). Философия есть рефлексия над мировоззренческими и мироотношенческими ориентирами человека. Поэтому она синтезирует и обобщает результаты практического и духовного и освоения мира, предлагая возможные стратегии и выбор социокультурного развития общественной жизни, в определении и поиске культурной идентичности.

Место философии среди других дисциплин заключается в ее предмете и функциях. Она, с одной стороны, обобщает мировоззренческие и методологически значимые результаты других дисциплин, с другой стороны, вырабатывает для них мировоззренческие и методологические основания, помогая отраслям специализированного научного знания рационально осознать и определить основные стратегии в решении выдвигаемых задач и способов их достижения. Наконец, философия, опираясь на различные формы жизненно-практического опыта, познавательного и ценностного освоения мира, трансформирует в своих понятиях и принципах мировоззренческие идеи, создаваемые нравственным, религиозным, художественным, политическим, правовым, научно-техническим сознанием. Философия, синтезируя многообразные системы практического знания, участвует в формировании научной картины мира, осуществляет интеграцию всех форм деятельности, выступает в качестве самосознания культурно-исторической эпохи. Являясь самосознанием своей культурно-исторической эпохи, философия в современной духовной ситуации участвует в выработке сознания ответственности за последствиями постиндустриальной, техногенной цивилизации. Философия вносит вклад в создание стратегии консенсуса, согласия в процессе взаимодействия различных культурно-духовных позиций. Философия принимает участие в выработке культурной модели стабильной и устойчивой формы общественной системы, стратегию противостояния деструктивным действиям, угрожающим национальной безопасности и выбранным моделям культурной идентичности.

Краткий исторический очерк развития дисциплины, отражающий её основные этапы:

Мировоззренческие искания присуще человечеству со времени его возникновения. Первоначально философия возникла в трех ареалах планеты – Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. Наиболее способной к экспансии в другие культуры оказалась древнегреческая философия. Постановка философских проблем, равно как и формирование внутренней структуры, предложенной стоиками (1У в. до н. э.):

В последствии эта структура претерпела свои коррективы в контексте развития философии в западноевропейской культуре, благодаря Фр. Бэкону, Р. Декарту, И. Канту, Г. Гегелю и другим корифеям европейской философской мысли. Важное духовное значение имеет философия, сложившаяся в контексте восточных культур, с ее акцентом на духовно-нравственном совершенствовании человека. В условиях постсовременности, в сложном динамичном процессе происходит систематическое обращение к освоению духовного опыта в рамках философских традиций стран Востока, ориентирующих на поиск гармонии во взаимоотношениях человека с окружающим миром.

История философии – это история самосознания человеческой культуры. Для каждой культурной эпохи характерен свой исторический тип философствования, опыт духовного поиска ответа на наиболее важные в мировоззренческом отношении вопросы. При этом философия акцент ставила на нахождении таких культурных стратегий, которые обеспечивали бы не только стабильность культурного региона, устойчивость общественного устройства, но и гарантировали бы сохранение главных ценностей – жизнь, мир, общественная, государственная, национальная безопасность. Акцент философия всегда ставила на главном капитале – на человеке, стремясь разработать для осуществления им жизненной стратегии духовный и материальный капитал, мировоззренческие ориентиры возможных путей поиска и обеспечения гарантированной и стабильной модели общественной и культурной организации жизни.