logo search
Философия 3

5.Немецкая классическая философия

Основоположником немецкого классического идеализма считается И. Кант, творчество которого можно разделить на два больших периода: докритический и критический.

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума" (теория познания);

• "Критика практического разума" (этика);

• "Критика способности суждения" (эстетика).

В своей книге "КЧР" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.

Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Кант разграничивает аналитическое и синтетическое суждение. Аналитическое суждение – такое суждение, где в понятии субъекта высказывания уже заложен предикат. Синтетическое суждение – такое суждение, где в субъекте предикат не заложен. Научное знание должно быть аналитическим и синтетическим одновременно. Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

1Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

2Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

3"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека, кот. принимают образы внешнего мира в виде ощущений. Человеческое сознание приводит разрозненные ощущения в систему, в рез-те чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира, которая не имеет ничего общего с реальным миром. Реальный мир - "вещь в себе" — субстанция, которая абсолютно не может быть понята разумом. Т.о., при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира имеет свою структуру, которая включает в себя формы чувственности, рассудка и разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Наряду с "чистым разумом", Кант выделяет"практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "КПР":

• Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

Г.Гегель - представитель немецкого классического (абсолютного или объективного) идеализма.

Важнейший философский труд Гегеля "Феноменология духа";

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления, в рез-те чего Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея – это единственно существующая подлинная реальность, первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений, Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде окружающего мира, природы, человека, а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе. Через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; Человек в онтологии Гегеля носитель абсолютной идеи.  Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

3. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.