Фома Аквинский
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считается систематизатором схоластики («схола» - школа) – средневековой философии сконцентрированной на христианском богословии, вере, знании, доказательствах существования Бога.
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
• все состоит из материи и формы (идеи);
• суть любой вещи — единство формы и материи;
• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;
• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;
• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;
• вера и разум дают истинное знание;
• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;
• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;
• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;
• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;
• философия и теология — разные науки;
• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
- 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
- 2.Античная философия
- 3.Основные идеи средневековой философии
- Святой Августин
- Фома Аквинский
- 4.Философия Нового времени
- 5.Немецкая классическая философия
- 3 Принципа диалектики:
- 6. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 7. Русская философия: этапы развития и основные концепции
- 3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
- 8. Философское учение о бытии и материи
- 9.Движение, пространство, время как основные формы существования материи
- 10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 11.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
- 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
- 13. Философское учение о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
- 14. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания
- 15.Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
- 16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
- 17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
- 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 19. Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа для медицины.
- 20.Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
- 21.Основные категории диалектики: единичное-общее, необходимость-случайность, возможность-действительность, сущность-явление. Их общая роль в научном познании.
- 28. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 29. Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье
- 30.Медицина и общество. Соц.Функции современной медицины