17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
Наука как своеобразная форма познания начала развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического способа производства (XVI-XVII вв.) и всегда была связана с практикой, получала от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, воздействовала на ход практической деятельности, опредмечивалась, материализовалась в ней. Наука - это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира. В зависимости от изучения той или иной формы материи, стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания.
По предмету и методу познания:
• науки о природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки),
• о познании, мышлении (логика, гносеология и др.),
• отдельную группу составляют технические науки.
По удаленности от практики:
• фундаментальные науки (нет прямой ориентации на практику)
• прикладные (непосредственное применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем).
Основные особенности научного познания:
1. Первая и основная задача научного познания- обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования г. о. на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций.
2. Непосредственная цель научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания. Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания, но приоритет в нем отдается объективности - характерной черте научного познания. 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность.
4. Научное познание - это сложный процесс воспроизводства знаний, который образуют целостную систему понятий, теорий, гипотез, законов и др., закрепленных в языке - естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель научности. 5. В процессе научного познания применяется научное оборудование
+ для науки характерно использование в исследованиях таких средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы. 6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
В современной методологии выделяют различные критерии научности:(+ к перечисленному выше) внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и её перспектив.
В развитии человечества, после того как оно преодолело стадию варварства и дикости, существовало множество цивилизаций, которые могут быть разделены на традиционные и техногенные.
Традиционные общества хар-ся замедленными темпами социальных изменений, прогресс идёт очень медленно, инновационная деятельность не воспринимается здесь как высшая ценность, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках традиций (Др. Индия и Китай, Др. Египет, государства мусульманского Востока эпохи средневековья + сегодня многие государства третьего мира сохраняют черты традиц. общества, хотя их столкновение с современной западной (техногенной) цивилизацией рано или поздно приводит к радикальным трансформациям традиционной культуры и образа жизни).
Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой истории (XV-ХVII вв.):
•экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование – временным
•резервы роста черпаются не за счёт расширения культурных зон, а за счёт перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей
•возникновение новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. Познание мира является условием для его преобразования. Оно создаёт уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями.
Поэтому в новоевропейской культуре и в последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и её активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком жизни техногенных обществ.
- 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
- 2.Античная философия
- 3.Основные идеи средневековой философии
- Святой Августин
- Фома Аквинский
- 4.Философия Нового времени
- 5.Немецкая классическая философия
- 3 Принципа диалектики:
- 6. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 7. Русская философия: этапы развития и основные концепции
- 3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
- 8. Философское учение о бытии и материи
- 9.Движение, пространство, время как основные формы существования материи
- 10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 11.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
- 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
- 13. Философское учение о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
- 14. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания
- 15.Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
- 16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
- 17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
- 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 19. Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа для медицины.
- 20.Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
- 21.Основные категории диалектики: единичное-общее, необходимость-случайность, возможность-действительность, сущность-явление. Их общая роль в научном познании.
- 28. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 29. Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье
- 30.Медицина и общество. Соц.Функции современной медицины