1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
Впервые термин «философия» выделил Пифагор как «любовь к мудрости», «любомудрие» (филео = любовь, как сила устремляющая человека, вдохновляющая и побуждающая его; софия = божественная, непостижимая человеком мудрость). Философия возникла в 6-7 вв до н.э. почти одновременно и независимо друг от друга в Древнем Востоке (Китае, Индии, Иране) и в Древней Греции. Крупнейший философ XX века К.Ясперс назвал этот период "резким поворотом" в истории человечества, "осевым временем", подчеркивая тем самым его всемирно-исторические масштабы.Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Усложнение социальной жизни все более ограничивало возможности эмпирических форм мышления, поэтому уже на заре цивилизации появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Объект философских размышлений — это мир и человек, представленные как целостное, нерасторжимое образование, проявляющееся через систему субъектно-объектных отношений. Философские учения стремятся на основе наиболее общих понятий и категорий определить существенные стороны мира, закономерности его развития и функционирования, а также предельные нормы и ориентиры социокультурной деятельности человека. Философию интересует не просто мир в его природной данности, не человек в частных формах своей деятельности, а взаимопроникающее единство мира в целом и универсального человека, которое результируется в способах целостного видения мира и наиболее общих культурных характеристиках человеческого бытия.
Многомерность философии, всеобщность ее категорий и понятий раскрывается через анализ ее взаимоотношений с такими важными областями духовного развития, как искусством, религией и наукой.
Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум, глубоко затрагивая различные личностные стороны индивида.
Но если основной формой самовыражения в области искусства является художественный образ, связанный с чувствами, то удел философского размышления - понятие, разум, логика, Логос.
Философия и религия тесно связаны как общей историей, так и целями, которые они стремятся достичь. Нравственность, предназначение человека и смысл его существования, причины мира — общие вопросы религии и философии. Но их разделяет то, что первая возвышается на вере, сложном социально-психологическом чувстве, — основанием второй является разум, понятие, теоретическое знание.
Философия, также, как и наука, все подвергает сомнению, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления объективного, необходимого содержания, элиминируется все личное, субъективное, "человеческое".
В силу этого философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны естественнонаучным, опытно-эмпирическим методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие.
Т.о., философия не является ни искусством, ни религией, ни наукой, ее нельзя свести ни к одной из форм общественного сознания; она формирует свой специфический взгляд на мир, опираясь на совокупный интеллектуальный опыт человечества.
Философия — это система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека.
Роль философии в жизни человека и общества проявляется через осуществление определенных функций. Принято выделять следующие функции философии:
Онтологическая функция состоит в рассмотрении различных определений бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его сущность, т.е. первооснову.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Диалектика (античная, немецкая классическая и материалистическая) - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ;
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Основные направления в философии:
• материализм;
• идеализм;
• эмпиризм;
• рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
- 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
- 2.Античная философия
- 3.Основные идеи средневековой философии
- Святой Августин
- Фома Аквинский
- 4.Философия Нового времени
- 5.Немецкая классическая философия
- 3 Принципа диалектики:
- 6. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 7. Русская философия: этапы развития и основные концепции
- 3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
- 8. Философское учение о бытии и материи
- 9.Движение, пространство, время как основные формы существования материи
- 10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 11.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
- 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
- 13. Философское учение о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
- 14. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания
- 15.Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
- 16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
- 17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
- 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 19. Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа для медицины.
- 20.Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
- 21.Основные категории диалектики: единичное-общее, необходимость-случайность, возможность-действительность, сущность-явление. Их общая роль в научном познании.
- 28. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 29. Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье
- 30.Медицина и общество. Соц.Функции современной медицины