logo
Философия 3

4.Философия Нового времени

Николай Кузанский «Об ученом незнании. В представлении Н.Кузанского Бог есть Абсолют, Единое, которое находится вне всяких противопоставлений. Бога он уподобляет пределу, в котором сходятся бесконечно большое и бесконечно малое. Вселенная существует как вечное развертывание божественного первоначала. Все во Вселенной не только является ее частью, но и ее отражением. Бесконечное отражается во множестве, и каждая вещь отражает Бога и всю Вселенную. Бог есть единство, которое объединяет любые различия и противоположности. В Боге свернуто все, все числа, все возможности, все движения, а также все, что происходит и есть во времени и пространстве. Для Н.Кузанского творение есть развертывание Бога, бесконечное стягивается в конечное, единство – во множественность, а вечность – во время.

Николай Кузанский вводит следующие понятия:

Чем больше радиус, тем ближе окружность к прямой линии. С увеличением радиуса до бесконечности противоположность между окружностью и прямой бесконечно исчезают.

В этом проявляется диалектика, совпадение противоположностей

Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной, кот. не имеет центра и бесконечна. Вселенная состоит из скоплений звезд – подвижных небесных тел, подобных Солнцу и имеющие свои планетные системы. Число миров во Вселенной бесконечно. Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое. Учение Дж.Бруно – пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника).

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

Основоположником рационализма считается Р. Декарт- французский философ и ученый-математик.То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку и поэтому в любом явлении, любой вещи можно усомниться. Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах. Сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит, а мыслить может реально существующий человек=>мышление является основой как бытия, так и познания. Т.к. мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. "Я мыслю, следовательно, я существую".

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия - субстанция. Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом свойства мат. субстанций – протяжение и делимость до бесконечности, а для дух. – мышление и неделимость.

Человек состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.

При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе дедукции. Смысл метода: в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях: большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.

Б.Спиноза - последователь Декарта и яркий представитель европейского рационализма, монизма, пантеизма. Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Спиноза выдвинул учение о единой субстанции, суть которого в следующем: не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями, существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее и она заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога; природа и Бог — едины, Бог внутри Природы. Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" — единичные вещи, кот. существуют не сами по себе, а являются всего лишь проявлениями — "модусами" единой субстанции — Природы-Бога; Внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблема соотношения свободы и необходимости. Исследуя ее, философ пришел к следующим выводам: свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости; желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы).Чтобы достичь большей степени свободы человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего и освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости: "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".

Г.Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы субстанции и познания. В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций - плюрализме). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций (монад), имеющих не двойственную, как у Декарта и Спинозы, а единую природу. Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием и обладает стремлением, влечением, восприятием, представлением. По своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние, в рез-те чего монада осознает себя. Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга. Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

• монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада — Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница была гносеология, он разделил все знания на "истины разума" и "истины факта"."Истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер, а "истины факта" — знания, полученные эмпирическим (опытным) путем ; как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер. Т.о., познание может осуществляться не только путем получения либо рационального, либо опытного знания, а их обоих видов, причем рациональное знание будет носить достоверный характер, а эмпирическое - вероятностный.

Ф.Бэкон осн.произведения: «Новый органон», «Логика — орудие мысли», «Новая Атлантида»

Ф.Бэкон основатель эмпиризма(направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте", "знание — сила")

3 типа ученых: 1-пауки: схоластич.знание, рационализм, логические рассуждения без реального опыта как паутинап из ума, 2-муравьи: собирание фактов без дальнейшего анализа, 3-пчелы: сборка, обобщение, анализ фактов – идеальный способ познания. 2 типа опытов: 1-плодоносные(науч.открытия, приносящие пользу), 2- светоносные(нет пользы, есть дв-е науки вперед и впоследствии польза)

Бэкон исследовал метод индукции (от частного к общему). Проблема индукции в вероятностном характере, путь преодоления— накопление человечеством как можно большего опыта во всех областях знания («таблицы открытия» (присутствие,отсутствие,степень)).

Бэкон также выделяет причины, кот. препятствуют получить истинное знание и называет их "призраками" ("идолами"): 1. «Идолы рода» — человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.2. «Идолы пещеры» — влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания; мы смотрим на мир из «индивидуальной пещеры» 3. «Идолы рынка» — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата 4. «Идолы театра» — влияние на процесс познания существующей философии слепая вера в авторитет. По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека.

Т.Гоббс  продолжатель философской традиции Ф. Бэкона. Он решительно отвергал теологическую схоластическую философию и видел цель философии в достижении практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу. Выступил на стороне эмпиризма, материализма. Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Сигналы делятся на звуки, метки — различные знаки, придуманные человеком для общения, естественные знаки — "сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.), произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков, знаки знаков — универсалии (общие понятия). В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.

Философ стал автором всемирно известной книги "Левиафан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем: человек обладает изначально злой природой и движущей силой действий человека является личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты, которые приводят к осознанию каждым человеком права на все. Это приводит к "войне всех против всех", в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс. В целях совместного выживания люди заключили общественный договор, в котором ограничили свои притязания и "право всех на все". Для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт для регулирования жизни в обществе — государство. Чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным, непоколебимым, чудовищем "Левиафаном", которому невозможно противостоять, но которое необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Д.Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

По мнению Локка, в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах"). Сознание —"чистая доска", на которой записывается опыт — tabula rasa. У всех объектов есть 2 вида качеств: первичные — «абсолютно неотделимы» от вещи (фигура, число, плотность и движение или покой); вторичные качества - способность вызывать в нас определенные ощущения, эти «качества» не присущи самим объектам, но возникают в нашем сознании под их воздействием; третичные качества — это способность вещей вызывать физические изменения в других вещах.

“Два трактата о государственном правлении”: по Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет войны всех против всех”, господствует равенство, при кот. всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия: “Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”. Государство-совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью. 3 типа власти:1.Законодательная — верховная и выборная (парламент). 2.Исполнительная (король). 3.Федеративная (внешняя политика).

Тройственная формула гражд.прав: 1.Право на жизнь.2. Право на свободу. 3.Право на собственность! Любая собственность имеет трудовой источник, это результат твоего труда и таланта. Идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии.

По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств. Одно из основных положений его концепции — «существовать — значит быть воспринятым». В ней Беркли сформулировал доктрину субъективного идеализма. Смысл этой формулы заключается в отрицании существования материального мира. Все чувственные вещи, по Беркли, существуют лишь в сознании человека так же, как предметы, которые человек представляет во сне. Но, в отличие от образов сновидений, объекты, воспринимаемые наяву, являются не плодом воображения, а результатом воздействия Божества, которое возбуждает «идеи ощущений» в сознании человека. По Беркли нет никаких первичных качеств, все качества зависят от своего восприятия. Но у ощущений есть причина, кот. находится за пределами восприятия субъекта.

«Нет ничего вне воспринимающего духа», есть Бог, который показывает людям «фильм».

Философия Юма носит характер радикального скептицизма. Юм считал, что наше познание начинается с опыта и заканчивается опытом, без врождённого знания (априорного). Поэтому мы не знаем причину нашего опыта. Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения). Юм рассматривает три гипотезы:

1.Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

2.Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

3.Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Никаких доказательств существования мира не существует.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами. Юм стремится показать, что разум несостоятелен в морали, а моральные различия проистекают не из разума, который по своей природе направлен на различение истины и заблуждения. Совесть, или чувство морали является активным принципом, т.е. влияющим на аффекты и действия; а активный принцип не может, по Юму, основываться на неактивном принципе, каковым является разум. Далее, поступки не оцениваются по тому, соответствуют ли они требованиям разума; а их похвальность и предосудительность не совпадают с разумностью и неразумностью. Эти и подобные аргументы Юм формулирует, исходя из того, что "нравственность не сводится к определенным отношениям, являющимся предметом науки", а также "не является и таким фактом, который может быть познан при помощи ума . Мораль проявляется не в фактах, и моральные различия отражают не объективные отношения, т.е. отношения во внешнем мире. Моральность определяется аффектами, мотивами, хотениями, мыслями.