3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
• философию эпохи петровских реформ (социально-политическая направленность философии: вопросы устройства монархии, императорской власти, ее божественности и несокрушимости)
• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. (М.В.Ломоносов заложил материалистическую традицию в русской философии, А.Н.Радищев социально-политическая философия).
4. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
• декабристская философия (социально-политичесая направленность, необходимость для России правового строя, отмена крепостного права, личная свобода человека, ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой)
• философия западников и славянофилов (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский - западники пытались привести философские традиции западной философии (материализм, эмпиризм) в русскую философию. Оппонентами западников являлись славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы). Основу исторического бытия России они видят в православии и общинном образе жизни, а любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
• консервативная религиозная и монархическая философия (Н.В. Федоров: проблема жизни и смерти, проблема морали и морального образа жизни)
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского
Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Существует 2 варианта жизненного пути, по которому может идти человек: путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.
• революционно-демократическая философия(Н.Г. Чернышевский, народники, анархисты, марксисты: социально-политическая направленность. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм посредством террора. Анархисты вообще против государства. Марксисты видели будущее России социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
• либеральная философия (B.C. Соловьев: идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.), идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь), идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество; идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; идея Софии — всеобщей Божественной мудрости) и тд.
5.Русская (и советская) философия конца XIX - XX в. (сильное влияние советской традиции (материализм, формационный подход к истории) и освобождение от догм, приближение к мировой философии). Направления:
• философия космизма (космос, окружающий мир, человек рассматриваются как единое взаимосвязанное целое). В.И. Вернадский обосновал теорию ноосферы (по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы и появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и биосфера постоянно переходит в ноосферу. В будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос). К.Э. Циолковский сторонник идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы – атомы, кот. принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество не исчезает, а распадается на атомы, из кот. возникают новые в-ва и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.
• естественно-научная философия – ученые-философы, которые рассматривают бытие с точки зрения естественных наук и объективных законов общества (Менделеев, Сеченов, Мечников и др.).
• философия марксизма-ленинизма (с 20-х гг. ХХ в. до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия развивалась как советская философия). Она имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Советская философия занималась проблемами ценностей; нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину"; проблемами гносеологии, сознания, культуры, философских методов и др.
• философия "русского зарубежья". Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья" (Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин).
основные положения философии Бердяева: высшей ценностью в окружающем мире является свобода, "соборность" (единство духа и воли), кот. составляют основу существования человека и подвергаются угрозе извне. Данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, кот. явл-ся механизмом подавления и стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность. Задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя.
Ключевую роль в жизни человека играет также религия. Бог должен быть нравственным символом, примером для человека, но отношения между Богом и человеком должны быть "на равных": Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба. Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада, она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
- 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
- 2.Античная философия
- 3.Основные идеи средневековой философии
- Святой Августин
- Фома Аквинский
- 4.Философия Нового времени
- 5.Немецкая классическая философия
- 3 Принципа диалектики:
- 6. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 7. Русская философия: этапы развития и основные концепции
- 3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
- 8. Философское учение о бытии и материи
- 9.Движение, пространство, время как основные формы существования материи
- 10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 11.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
- 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
- 13. Философское учение о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
- 14. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания
- 15.Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
- 16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
- 17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
- 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 19. Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа для медицины.
- 20.Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
- 21.Основные категории диалектики: единичное-общее, необходимость-случайность, возможность-действительность, сущность-явление. Их общая роль в научном познании.
- 28. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 29. Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье
- 30.Медицина и общество. Соц.Функции современной медицины