18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы.
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.
Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества, тот интервал изменения количества, в пределах кот. вещь сохраняет свою качественную определенность. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры - такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".
Напр.: -если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
-если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).
Грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой: при добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу? если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?
3. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• "эстафета поколений";
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Т.о., развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Впервые понятия диалектики четко сформулировал Гегель. Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия), данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется синтез – новое утверждение, кот. в свою очередь становится тезисом на более высоком уровне.
- 1.Философия, ее роль в жизни человека и общества
- 2.Античная философия
- 3.Основные идеи средневековой философии
- Святой Августин
- Фома Аквинский
- 4.Философия Нового времени
- 5.Немецкая классическая философия
- 3 Принципа диалектики:
- 6. Диалектико-материалистическая сущность философии марксизма
- 7. Русская философия: этапы развития и основные концепции
- 3. Русская философия XVIII в. Включает 2 этапа:
- 8. Философское учение о бытии и материи
- 9.Движение, пространство, время как основные формы существования материи
- 10.Сущность сознания. Сознание и самосознание. Проблема бессознательного
- 11.Общественно-историческая природа сознания. Сознание и мозг. Идеальное и материальное.
- 12. Взаимодействие биологического и социального в природе человека. Анализ социобиологии.
- 13. Философское учение о человеке. Сущность человека как совокупность общественных отношений. Ценностные ориентации человека.
- 14. Проблема познаваемости мира. Единство чувственного и рационального познания
- 15.Практика и ее роль в познании. Единство практической и познавательной деятельности врача.
- 16.Понятие истины. Проблема критериев истины. Диагностический процесс как поиск истины.
- 17. Специфика науч. Познания, роль науки и развитие цивилизации
- 18. Современное философское учение о развитии. Фундаментальные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.
- 19. Принцип системности. Диалектика формы и содержания. Методологическое значение системного анализа для медицины.
- 20.Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
- 21.Основные категории диалектики: единичное-общее, необходимость-случайность, возможность-действительность, сущность-явление. Их общая роль в научном познании.
- 28. Сущность личности. Проблема свободы и ответственности личности.
- 29. Общество и здоровье человека. Образ жизни и здоровье
- 30.Медицина и общество. Соц.Функции современной медицины