43.Философия политики.
Важнейшая составная часть социально-политической философии Локка, которая всегда давала и до сих пор еще дает ориентиры для конкретной политической практики, — это анализ различных форм государственного правления, разветвляющихся и в то же время взаимодействующих сфер государственной власти.В ряде сочинений Локк однозначно предстает идеологом индивидуализма. В марксистской литературе его долго оценивали как буржуазного индивидуалиста, как защитника "интересов буржуазии" и "социально-классового компромисса 1688-1689. гг. "Исследователи других направлений нередко делают акцент на том, что идеи Дж. Локка легли в основу многих либеральных политических программ и объединений, которые не ограничиваются лишь буржуазно-классовыми целями и ценностями.
"Первым и основным положительным законом всех государств является законодательная власть". Эта власть, согласно Локку, является высшей в том смысле, что ни один указ какого-либо постороннего лица не обладает силой без санкции законодательного органа. Но, хотя законодательной власти принадлежит первенство в смысле законов, ей самой предъявляются строгие требования: "Эта власть в своих крайних пределах ограничена общественным благом". Она, во-первых, не должна быть деспотической и обязана иметь своей высшей целью "сохранение человечества. Во-вторых, отправлять правосудие, основанное на законе, необходимо через посредство судебной власти^ В-третьих, верховная власть не может лишить человека собственности без его согласия.
Гражданская власть обязана опираться на законы и право, для чего она должна творить их, имея в виду незыблемые права, свободы каждого индивида и общие цели, принципы политического сообщества. Сохранению частной собственности, ее законодательному и судебному обеспечению в философии гражданского общества придано центральное значение. Налоги на собственность не могут быть повышены, согласно Локку, без согласия народа. "Власть общества или созданного людьми законодательного органа, — пишет Локк, — никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага...". Вот почему претензии на абсолютную власть и абсолютистское правление любого вида и любой формы противоречат сущности, правам, устремлениям свободного человека.
В гражданском обществе существует, кроме законодательной и судебной властей (последнюю Локк считал скорее ветвью законодательной власти), еще и власть исполнительная.
Законодательная и исполнительная власти действуют не непрерывно, а в какие-то установленные сроки. Право выбора представителей законодательной власти принадлежит народу.
Таковы основные принципы социально-политической философии Локка, поскольку она касается таких проблем, как права человека и закон, государство, разделение властей и верховное право народа.
- 50. Будущее человечества: прогнозы и перспективы
- 49. Глобальные проблемы человечества. Сущность ,классификация и пути решения
- 48. Проблема свободы в философии.
- 47.Потребности ценности интересы и оценки
- 45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований
- 44. Философия социалной сферы общества
- 43.Философия политики.
- 42. Природа техники. Философия техники. Этапы развития технического знания
- 43. Материальное производство—основа общественного развития
- 40. Проблема прогресса и его критериев
- 38. Общество, как само развивающаяся система.
- 35. Проблема истины в философии
- 33. Эмпирический и теоретический методы познания
- 32. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру.
- 31. Духовная жизнь общества.
- 30.Природа и общество.
- 29. Живая и неживая природы
- 27. Законы диалектики.
- 26. Принципы диалектики и её альтернативы
- 24. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человека
- 23. Язык речь и мышление.
- 21. Проблема сознания в философии
- 18. Единство и многообразие мира.
- 15. 1. Общая картина основных направлений в философии 20 в.
- 2. Осознание кризиса современной эпохи.
- 3. Иррационализм.
- 4.От естествознания к философии.
- 14. Русская философия XI – XX вв.
- 11. Немецкая классическая философия
- 10. Основные черты философии Нового времени.
- 9. Натурфилософия эпохи Возрождения
- 7. Основными представителями направлений и школ античной философии являются: