Философия индетичности
Глобализация приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку.Универсализация жизнедеятельности человечества связывает куль-турно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитической, экономической, религиозно-духовной).Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность куль-тивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминает тектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту, и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крым-ский, чеченский и т.д.).Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению. Но это пока лишь одно из предположений, поскольку глобализация хронологически занимает небольшой исторический период, и его явно недостаточно для завершения определенных цивилизационных циклов. Пока в научной литературе выражаются лишь опасения по поводу вызванной глобализацией консолидации цивилизаций и связанной с этим эпохой столкновения цивилизаций (Е. Хантингтон).В структуре идентичности выделяются архетипы, менталитет, характер души народа.Архетипы – это исторически укоренившиеся в национальном со-знании (коллективном бессознательном) образцы мировосприятия, оценки культуры, формы самовыражения и действия, берущие начало в древнейших периодах человечества с учетом локальных демографических процессов, наследования программ культуротворчества. Впервые архетипические структуры общественного сознания выделил и изучил К. Юнг.Менталитет – это освоенное и рационализированное национальным сознанием архетипическое подсознание (коллективное бессознательное) в форме национального мыщления, национальной литературы и изобразительного искусства, кино, телевидения, радио, музыки, хореографии, архитектуры, политической элиты. Термин введен французскими учеными, представляющими научную школу Анналов.Характер души народа – это перепутанность благородных, патриотических порывов ради Родины и вредных привычек, подрывающих физические силы народа (пьянство, наркомания, загулы). Большую роль в обуздании темных проявлений характера народа играет религия, стремящаяся к установлению предпосылок для концентрации характера народа на достойных его предков делах.
- Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
- Мировозрение, его структура и функции.
- Философия Древнего востока
- Философские традиции Индии
- Философские традиции Китая
- Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.Э.)
- Даосизм Основатель – Лао-цзи. Основное произведение «Книга о пути и добродеятели»
- Легисты
- Античная философия: от мифа к логосу
- Философия Средневековья
- Философия Возрождения
- Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
- Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.
- Философия марксизма: диалектико – материалистическое понимание мира и природы.
- Неклассическая философия и её основные направления
- Аналитическая философия
- Философия коммуникативного действия.
- Cинергетика
- Филосовская мысль Белоруси. Этапы становления.
- Российская философия 18 – 20 веков.
- Онтология как учение о бытие
- Пространтсвенно-временная структура материального бытия.
- Диалектика как философская терория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества.
- Природа как объект естественно научного и филосовского познания.
- Философские концепции современного естествознания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания.
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, её духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный ителлект.
- Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
- Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное познание в мире.
- Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.
- Концепция истины. Истина и критерий достоверности.
- Философия науки, её структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности.
- Понятие метода. Классификация методов научной деятельности.
- Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь.
- Общество как область изучения социальной философии
- Экономические, политические,
- Материальное производство и производственно-технологические отношения. Экономическая философия.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки.
- Философское учение о ценностях.
- Философия индетичности
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Восток и Запад, философский диалог культур.
- Философия безопасности.
- Концепция устойчивого развития Республики Беларусь
- Философия техники и область её исследования.
- Философия инженерной деятельнсоти.
- Взаимоотношения естественных, гуманитарных, и технических наук.
- Глобализация социальных процессов.
- Техногенные проблемы человечества.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.