logo search
555555_-_kopia_4

5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности.

Миле́тская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, физики.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность ; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон, для Анаксимена — воздух.

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не различия живое и мёртвое, психическое и физическое; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости.

Диалектика Гераклита.

Диалектические мысли и идеи получают у Гераклита более четкую артикуляцию, дальнейшее развитие. Диалектика у Гераклита — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений.Мысль об изменениях, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, т.е. философской идеи. Все изменяется, и изменяется постоянно.

Идеи Гераклита: Первоначало- огонь.

-смыслообразование реки - главная философская идея Гераклита.Мир развивается циклически.

-борьба- ещё один фундаментальный образ Гераклита. "борьба составляет суть жизненого процесса и одновременно оказывается той гармонией, которая держится целой"

Важнейшее филологическое открытие Гераклита - это закон единства и борьбы противоположностей. Характер мышления Гераклита делает неприменимыми к нему законы логики. гераклит указывает и воспроизводит логику диалектического мышления, основанного на разрешение противоречия по средствам перехода к новому более развитому понятию.

Элеаты впервые построили картину мира в рациональных (абстрактных) понятиях и обозначили основу мира как вечное, неизменное. Поэтому предмет философии элеатов - не конкретное, а мыслимое бытие. У элеатов учение - философично : это бытие как чистая идея, чистая мысль или - абстракция бытия.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа . Зенон( ученик Парменида) с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом.Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия.