45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее "изяществом", "красотой", математической "грациозностью".
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином "реализуемость". Ведь существует же поговорка: "Может, это и верно в теории, но не годится для практики". Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.
В качестве критерия истины практика "работает " не только в своей чувственной "наготе" - как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. "Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь" . Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Последним же основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания.
- 1. Понятие мировоззрения. Миф и религия как предшествующие философии типы мировозрения
- 2.Специфика философии как типа мышления.ПРедмет философии,круг проблем изучения, функции.
- 3.Философия и наука:дискуссии вокруг проблемы научности философии.
- 4.Проблема Основного вопроса философии
- 5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.
- 6.Софисты и Сократ как представители древнегреческого просвещения.
- 7.Античный атоизм Левкиппа,Демокрита,Эпикура.
- 8.Объективный идеализм Платона.
- 9.Учение Аристотеля о материи и форме.
- 10. Основные этические постулаты эпикуреизма и стоицизма.
- 11. Теоцентризм средневековой философии.Философские взгляды Августина Аврелия.
- 13. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
- 14.Гуманизм эпохи возрождения.
- 15.Неоплатонизм и натурфилософия Ренессанса.
- 16.Поиски общенаучной методологии в творчестве Бекона и Декарта.
- 17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
- 18. Метафизический материализм французского Просвещения.
- 19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.
- 20. И. Кант и проблемы научного познания.
- 21. Этика Канта.
- 22. Философская система Гегеля: принципы построения, структура, основные постулаты.
- 23. Марксизм: теоретические предпосылки, этапы формирования, отчуждения и эмансипация.
- 24. Сущность материалистического понимания истории в марксизме.
- 25. Неопозитивизм и его исторические разновидности.
- 26. Общая характеристика прагматизма.
- 27. Гуманистическое содержание экзистенционализма.
- 28. Психоанализ: эволюция от Фрейда к Фромму.
- 29. Общество: аспекты и уровни системного анализа, основные методологические подходы изучения.
- 30. Социальный прогресс: понятие, критерии,типы.
- 31. Маркс ясперс гегель
- 32.Концепции локальных культур и цивилизаций:общая характеристика (Данилевский, Шпенглер,Тойнби).
- 33. Бытие, материя, субстанция: проблема соотношения понятий.
- 34. Формирование научно-философского понятия о материи.
- 35. Понятия идеального и материального. Дискуссии вокруг проблемы идеального.
- 36. Пространство и время как формы существования материи.
- 37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
- 38. Диалектика: понятие, принципы, диалектико-материалистический метод.
- 39.Законы диалектики. Общая характеристика.
- 40. Познание как социально-историческая д-ть. Субъект и объект познания.
- 41. Основные гносеологические позиции в истории ф-ии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
- 42. Чувственное и рациональное познание.
- 43. Проблема истины в диалектике познания.
- 44. Соотношение понятий истина, ложь ,дезинформация, заблуждение.Роль заблуждения в науке.
- 45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
- 47. Единство социального и биологического.
- 48.Смысл жизни как философская проблема.
- 49.Индивид, индивидуальность, личность.Проблема соотношения понятий.
- 50.Проблема культурно-исторической идентификации России: Западники и славянофилы.
- 51Проблема культурно-исторической идентификации России: Евразийство.
- 52 Глобальные проблемы современности:общая характеристика.
- 53 Глобализация как философская проблема.