31. Маркс ясперс гегель
Вся история есть, по существу, история мысли, история саморазвития разума. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа (заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии Ему соответствуют четыре этапа в этом восхождении: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. У восточных народов не было свободы; свободным признается лишь один - деспот, поэтому свобода здесь - произвол, разгул страсти, с одной стороны, а с другой - слепое повиновение как характерная черта народного духа. Греко-римскому миру свойственно наличие свободы, но она осознавалась лишь в ограниченных пределах - для некоторых. Поэтому государственное устройство греко-римского мира не исключало рабства. Но народный дух греческого и римского миров имел разную ориентацию. Если для греческого мира характерным было осуществление принципа "прекрасной индивидуальности", то для римского - "абстрактной всеобщности". Полная свобода, по Гегелю, нашла воплощение лишь у германских народов, которые в своем историческом развитии, унаследовав плоды Реформации и Французской революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса. Действительную историю Гегель связывает с государственно-правовой организацией жизни народа, а прогресс в сторону разумного государственного устройства - с историческим прогрессом вообще. "В наличном бытии народа субстанциальная цель состоит в том, чтобы быть государством и поддерживать себя в качестве такового. Народ без государственного устройства (нация как таковая) не имеет собственно никакой истории, подобно народам, существовавшим еще до образования государства, и тем, которые еще и цоныне существуют в качестве диких наций" [1]. В конечном итоге Гегель стремился обосновать мысль, что именно германский народ, который якобы уже установил разумное государственное устройство, и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.
Размышляя о смысле истории, К. Ясперс писал: "Мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять и себя. История является для нас воспоминанием, о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История - основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека. Историческое воззрение создает ту сферу, в которой пробуждается наше понимание природы человека". Постигая прошлое, мы черпаем силы в том, что было, что, по словам Ясперса, определило наше становление, что является для нас образцом, и безразлично, когда жил великий человек: все располагается как бы на одной вневременной плоскости чего-то очень значимого, и тогда данные исторические события воспринимаются нами как нечто непосредственно присутствующее в нашей жизни.
При рабовладельческом строе основой производственных отношений является собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства – раба, которого может рабовладелец продать, купить, убить, как скотину. Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. При феодальном строе основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства, - крепостного, которого феодал уже не может убить, но которого он может продать, купить. Наряду с феодальной собственностью существует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанная на личном труде. Такие производственные отношения в основном соответствуют состоянию производительных сил в этот период. Дальнейшее улучшение плавки и обработки железа; распространение железного плуга и ткацкого станка; дальнейшее развитие земледелия, огородничества, виноделия, маслоделия; появление наряду с ремесленными мастерскими мануфактурных предприятий, - таковы характерные черты состояния производительных сил. Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в труде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая. Частная собственность получает здесь дальнейшее развитие. Эксплуатация почти такая же жестокая, как при рабстве, - она только несколько смягчена. Классовая борьба между эксплуататорами и эксплуатируемыми составляет основную черту феодального строя. При капиталистическом строе основой производственных отношений является капиталистическая собственность на средства производства при отсутствии собственности на работников производства, - наемных рабочих, которых капиталист не может ни убить, ни продать, ибо они свободны от личной зависимости, но которые лишены средств производства и, чтобы не умереть с голоду, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталисту и нести на шее ярмо эксплуатации.
- 1. Понятие мировоззрения. Миф и религия как предшествующие философии типы мировозрения
- 2.Специфика философии как типа мышления.ПРедмет философии,круг проблем изучения, функции.
- 3.Философия и наука:дискуссии вокруг проблемы научности философии.
- 4.Проблема Основного вопроса философии
- 5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.
- 6.Софисты и Сократ как представители древнегреческого просвещения.
- 7.Античный атоизм Левкиппа,Демокрита,Эпикура.
- 8.Объективный идеализм Платона.
- 9.Учение Аристотеля о материи и форме.
- 10. Основные этические постулаты эпикуреизма и стоицизма.
- 11. Теоцентризм средневековой философии.Философские взгляды Августина Аврелия.
- 13. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
- 14.Гуманизм эпохи возрождения.
- 15.Неоплатонизм и натурфилософия Ренессанса.
- 16.Поиски общенаучной методологии в творчестве Бекона и Декарта.
- 17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
- 18. Метафизический материализм французского Просвещения.
- 19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.
- 20. И. Кант и проблемы научного познания.
- 21. Этика Канта.
- 22. Философская система Гегеля: принципы построения, структура, основные постулаты.
- 23. Марксизм: теоретические предпосылки, этапы формирования, отчуждения и эмансипация.
- 24. Сущность материалистического понимания истории в марксизме.
- 25. Неопозитивизм и его исторические разновидности.
- 26. Общая характеристика прагматизма.
- 27. Гуманистическое содержание экзистенционализма.
- 28. Психоанализ: эволюция от Фрейда к Фромму.
- 29. Общество: аспекты и уровни системного анализа, основные методологические подходы изучения.
- 30. Социальный прогресс: понятие, критерии,типы.
- 31. Маркс ясперс гегель
- 32.Концепции локальных культур и цивилизаций:общая характеристика (Данилевский, Шпенглер,Тойнби).
- 33. Бытие, материя, субстанция: проблема соотношения понятий.
- 34. Формирование научно-философского понятия о материи.
- 35. Понятия идеального и материального. Дискуссии вокруг проблемы идеального.
- 36. Пространство и время как формы существования материи.
- 37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
- 38. Диалектика: понятие, принципы, диалектико-материалистический метод.
- 39.Законы диалектики. Общая характеристика.
- 40. Познание как социально-историческая д-ть. Субъект и объект познания.
- 41. Основные гносеологические позиции в истории ф-ии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
- 42. Чувственное и рациональное познание.
- 43. Проблема истины в диалектике познания.
- 44. Соотношение понятий истина, ложь ,дезинформация, заблуждение.Роль заблуждения в науке.
- 45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
- 47. Единство социального и биологического.
- 48.Смысл жизни как философская проблема.
- 49.Индивид, индивидуальность, личность.Проблема соотношения понятий.
- 50.Проблема культурно-исторической идентификации России: Западники и славянофилы.
- 51Проблема культурно-исторической идентификации России: Евразийство.
- 52 Глобальные проблемы современности:общая характеристика.
- 53 Глобализация как философская проблема.