17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
Р.Декарт, французский математик, философ, физик и физиолог, поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Воззрения Декарта на природу носили в основном механистический характер:" Вселенная - это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития."Первоначальный импульс к существованию и развитию мира дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учения о природе. Образование звезд осуществлялось, по Декарту, благодаря вихревому движению материи. Органический мир: животные - это сложные машины. Человек в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Декарт установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать исключительно как механистическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Декарт отвергал одушевленность животных.
Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, а также большинство оснований математики и логики. В своем подходе к субстанциям Декарт выступал с позиций дуализма, т.е. признания двух независимых субстанций. Декарт был вынужден допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование Бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции.
Спиноза-нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени- отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах.Для Спинозы Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Если Декарт начинает с преодоления "методологического сомнения , то Спиноза начинает чвой труд с учения "О Боге" .В своем определении природы как единственной основы, или субстанции, вечное бытие которой вытекает из ее сущности, Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о "творении из ничего". Однако природу Спиноза называл Богом, а Бога - природой. Под Богом Спиноза имел ввиду субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.
Лейбниц -немецкий философ, логик, математик, физик -развивал идеи, заложенные в платоновском наследии. Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир, считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов, или монад, - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию субстанции Спинозы прибавляется аристотелевский принцип самодвижения сущего. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром.
Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел. Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания. Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.
- 1. Понятие мировоззрения. Миф и религия как предшествующие философии типы мировозрения
- 2.Специфика философии как типа мышления.ПРедмет философии,круг проблем изучения, функции.
- 3.Философия и наука:дискуссии вокруг проблемы научности философии.
- 4.Проблема Основного вопроса философии
- 5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.
- 6.Софисты и Сократ как представители древнегреческого просвещения.
- 7.Античный атоизм Левкиппа,Демокрита,Эпикура.
- 8.Объективный идеализм Платона.
- 9.Учение Аристотеля о материи и форме.
- 10. Основные этические постулаты эпикуреизма и стоицизма.
- 11. Теоцентризм средневековой философии.Философские взгляды Августина Аврелия.
- 13. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
- 14.Гуманизм эпохи возрождения.
- 15.Неоплатонизм и натурфилософия Ренессанса.
- 16.Поиски общенаучной методологии в творчестве Бекона и Декарта.
- 17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
- 18. Метафизический материализм французского Просвещения.
- 19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.
- 20. И. Кант и проблемы научного познания.
- 21. Этика Канта.
- 22. Философская система Гегеля: принципы построения, структура, основные постулаты.
- 23. Марксизм: теоретические предпосылки, этапы формирования, отчуждения и эмансипация.
- 24. Сущность материалистического понимания истории в марксизме.
- 25. Неопозитивизм и его исторические разновидности.
- 26. Общая характеристика прагматизма.
- 27. Гуманистическое содержание экзистенционализма.
- 28. Психоанализ: эволюция от Фрейда к Фромму.
- 29. Общество: аспекты и уровни системного анализа, основные методологические подходы изучения.
- 30. Социальный прогресс: понятие, критерии,типы.
- 31. Маркс ясперс гегель
- 32.Концепции локальных культур и цивилизаций:общая характеристика (Данилевский, Шпенглер,Тойнби).
- 33. Бытие, материя, субстанция: проблема соотношения понятий.
- 34. Формирование научно-философского понятия о материи.
- 35. Понятия идеального и материального. Дискуссии вокруг проблемы идеального.
- 36. Пространство и время как формы существования материи.
- 37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
- 38. Диалектика: понятие, принципы, диалектико-материалистический метод.
- 39.Законы диалектики. Общая характеристика.
- 40. Познание как социально-историческая д-ть. Субъект и объект познания.
- 41. Основные гносеологические позиции в истории ф-ии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
- 42. Чувственное и рациональное познание.
- 43. Проблема истины в диалектике познания.
- 44. Соотношение понятий истина, ложь ,дезинформация, заблуждение.Роль заблуждения в науке.
- 45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
- 47. Единство социального и биологического.
- 48.Смысл жизни как философская проблема.
- 49.Индивид, индивидуальность, личность.Проблема соотношения понятий.
- 50.Проблема культурно-исторической идентификации России: Западники и славянофилы.
- 51Проблема культурно-исторической идентификации России: Евразийство.
- 52 Глобальные проблемы современности:общая характеристика.
- 53 Глобализация как философская проблема.