37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
Понятие движения и его формы. Мир находится в постоянном движении: у него нет "выходных дней", он никогда не "устает". Миллиарды звезд, которыми мы любуемся в ясную ночь и которые кажутся нам неподвижными, движутся сложным образом с колоссальными скоростями. Вместе со своими спутниками, вращающимися вокруг них, они вращаются вокруг своей оси и участвуют во вращении всей Галактики вокруг ее оси, причем различные участки Галактики имеют одинаковые периоды вращения. В свою очередь наша Галактика движется относительно других галактик. И нет конца этим причудливым кривым, по которым кружится карусель мира.
Движение - это способ существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность - конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель - субстанция. Так, элементарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра - носителями ядерной формы движения, элементы атома - носителями внутриатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений - носителями химической формы движения и т.д. вплоть до социальной формы движения, которая в ряду известных форм движения является высшей.
Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела - чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета.
Движение внутренне противоречиво: оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Так, любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение происходит только через движение. Вообще в бесконечном потоке никогда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно к какому-либо движению и в конечном счете - к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную, например мы неподвижны относительно данного здания, а оно - относительно Земли. Но мы непрестанно движемся вместе с Землей, а она вместе с окружающим ее воздушным океаном вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Абсолютизация покоя есть ошибка, а абсолютизация изменчивости при забвении устойчивости в изменяющемся есть абсолютный релятивизм. Двигаться - значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там. Такова диалектика движения .
- 1. Понятие мировоззрения. Миф и религия как предшествующие философии типы мировозрения
- 2.Специфика философии как типа мышления.ПРедмет философии,круг проблем изучения, функции.
- 3.Философия и наука:дискуссии вокруг проблемы научности философии.
- 4.Проблема Основного вопроса философии
- 5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.
- 6.Софисты и Сократ как представители древнегреческого просвещения.
- 7.Античный атоизм Левкиппа,Демокрита,Эпикура.
- 8.Объективный идеализм Платона.
- 9.Учение Аристотеля о материи и форме.
- 10. Основные этические постулаты эпикуреизма и стоицизма.
- 11. Теоцентризм средневековой философии.Философские взгляды Августина Аврелия.
- 13. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
- 14.Гуманизм эпохи возрождения.
- 15.Неоплатонизм и натурфилософия Ренессанса.
- 16.Поиски общенаучной методологии в творчестве Бекона и Декарта.
- 17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
- 18. Метафизический материализм французского Просвещения.
- 19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.
- 20. И. Кант и проблемы научного познания.
- 21. Этика Канта.
- 22. Философская система Гегеля: принципы построения, структура, основные постулаты.
- 23. Марксизм: теоретические предпосылки, этапы формирования, отчуждения и эмансипация.
- 24. Сущность материалистического понимания истории в марксизме.
- 25. Неопозитивизм и его исторические разновидности.
- 26. Общая характеристика прагматизма.
- 27. Гуманистическое содержание экзистенционализма.
- 28. Психоанализ: эволюция от Фрейда к Фромму.
- 29. Общество: аспекты и уровни системного анализа, основные методологические подходы изучения.
- 30. Социальный прогресс: понятие, критерии,типы.
- 31. Маркс ясперс гегель
- 32.Концепции локальных культур и цивилизаций:общая характеристика (Данилевский, Шпенглер,Тойнби).
- 33. Бытие, материя, субстанция: проблема соотношения понятий.
- 34. Формирование научно-философского понятия о материи.
- 35. Понятия идеального и материального. Дискуссии вокруг проблемы идеального.
- 36. Пространство и время как формы существования материи.
- 37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
- 38. Диалектика: понятие, принципы, диалектико-материалистический метод.
- 39.Законы диалектики. Общая характеристика.
- 40. Познание как социально-историческая д-ть. Субъект и объект познания.
- 41. Основные гносеологические позиции в истории ф-ии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
- 42. Чувственное и рациональное познание.
- 43. Проблема истины в диалектике познания.
- 44. Соотношение понятий истина, ложь ,дезинформация, заблуждение.Роль заблуждения в науке.
- 45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
- 47. Единство социального и биологического.
- 48.Смысл жизни как философская проблема.
- 49.Индивид, индивидуальность, личность.Проблема соотношения понятий.
- 50.Проблема культурно-исторической идентификации России: Западники и славянофилы.
- 51Проблема культурно-исторической идентификации России: Евразийство.
- 52 Глобальные проблемы современности:общая характеристика.
- 53 Глобализация как философская проблема.