43. Проблема истины в диалектике познания.
Истина - величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает. Великие истины гуманизма, принципы социальной справедливости оплачены кровью и смертью многих из тех, для кого искание правды и защита интересов народа составляли смысл существования, кто сделал нас просвещеннее, умнее, культурнее, раскрыл истинный путь к счастью и прогрессу.
Истина, ошибка, заблуждение и ложь. Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием. Мы говорим, например, об истинном друге и понимаем под этим человека, поведение которого соответствует дружбе. Истина предметна, ее нужно не только постичь, но и осуществить. Нужно создать предметный мир, соответствующий нашим понятиям о нем, нашим моральным, эстетическим, социально-политическим, экономическим потребностям и идеалам. Такое понимание истины открывает более тонкие и адекватные ее связи с Красотой и Добром, превращая их единство во внутреннее дифференцированное тождество.
Содержится ли объективная истина или ложь в таком утверждении, как "удовольствие является добром", в том же самом смысле, как в суждении "снег является белым"? Чтобы ответить на этот вопрос, потребовалось бы весьма долгое философское обсуждение. Одно можно сказать: в последнем суждении речь идет о факте, а в первом - о нравственных ценностях, где многое носит относительный характер.
Таким образом, истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практики подтверждают справедливость этого положения. Итак, истина "не сидит в вещах" и "не создается нами"; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.
Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания - негладкий путь. По словам Д.И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках. История науки повествует даже о целых столетиях, в течение которых за истину принимались неверные положения.Относительность и историчность истины. Истина как процесс. Обыденное сознание, мысля истину как прочно достигнутый результат познания, обычно оперирует такими безусловными истинами, как отчеканенной монетой, "которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман" [1]. Но система научных знаний, да и житейский опыт - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Однако истина отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.
Истина исторична. И в этом смысле она - "дитя эпохи". Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Перед умственным взором ученого всегда предстает незаконченная картина: одно хорошо известно и стало уже банальным, другое еще не совсем понятно, третье сомнительно, четвертое недостаточно обосновано, пятое противоречит новым фактам, а шестое вообще проблематично. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.
- 1. Понятие мировоззрения. Миф и религия как предшествующие философии типы мировозрения
- 2.Специфика философии как типа мышления.ПРедмет философии,круг проблем изучения, функции.
- 3.Философия и наука:дискуссии вокруг проблемы научности философии.
- 4.Проблема Основного вопроса философии
- 5 Ранняя древнегреческая философия: общая характеристика милетской школы, диалектика Гераклита, учение элеатов о бытии, апорий Зенона Элеатского.
- 6.Софисты и Сократ как представители древнегреческого просвещения.
- 7.Античный атоизм Левкиппа,Демокрита,Эпикура.
- 8.Объективный идеализм Платона.
- 9.Учение Аристотеля о материи и форме.
- 10. Основные этические постулаты эпикуреизма и стоицизма.
- 11. Теоцентризм средневековой философии.Философские взгляды Августина Аврелия.
- 13. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики.
- 14.Гуманизм эпохи возрождения.
- 15.Неоплатонизм и натурфилософия Ренессанса.
- 16.Поиски общенаучной методологии в творчестве Бекона и Декарта.
- 17. Основные онтологические постулаты Декарта, Лейбница, Спинозы.
- 18. Метафизический материализм французского Просвещения.
- 19. Атеизм и деизм французского Просвещения как проявления свободомыслия эпохи.
- 20. И. Кант и проблемы научного познания.
- 21. Этика Канта.
- 22. Философская система Гегеля: принципы построения, структура, основные постулаты.
- 23. Марксизм: теоретические предпосылки, этапы формирования, отчуждения и эмансипация.
- 24. Сущность материалистического понимания истории в марксизме.
- 25. Неопозитивизм и его исторические разновидности.
- 26. Общая характеристика прагматизма.
- 27. Гуманистическое содержание экзистенционализма.
- 28. Психоанализ: эволюция от Фрейда к Фромму.
- 29. Общество: аспекты и уровни системного анализа, основные методологические подходы изучения.
- 30. Социальный прогресс: понятие, критерии,типы.
- 31. Маркс ясперс гегель
- 32.Концепции локальных культур и цивилизаций:общая характеристика (Данилевский, Шпенглер,Тойнби).
- 33. Бытие, материя, субстанция: проблема соотношения понятий.
- 34. Формирование научно-философского понятия о материи.
- 35. Понятия идеального и материального. Дискуссии вокруг проблемы идеального.
- 36. Пространство и время как формы существования материи.
- 37. Движение как способ существования материи. Движение и развитие.
- 38. Диалектика: понятие, принципы, диалектико-материалистический метод.
- 39.Законы диалектики. Общая характеристика.
- 40. Познание как социально-историческая д-ть. Субъект и объект познания.
- 41. Основные гносеологические позиции в истории ф-ии: рационализм, эмпиризм, сенсуализм.
- 42. Чувственное и рациональное познание.
- 43. Проблема истины в диалектике познания.
- 44. Соотношение понятий истина, ложь ,дезинформация, заблуждение.Роль заблуждения в науке.
- 45. Практика как основной и всеобщий критерий истины.
- 47. Единство социального и биологического.
- 48.Смысл жизни как философская проблема.
- 49.Индивид, индивидуальность, личность.Проблема соотношения понятий.
- 50.Проблема культурно-исторической идентификации России: Западники и славянофилы.
- 51Проблема культурно-исторической идентификации России: Евразийство.
- 52 Глобальные проблемы современности:общая характеристика.
- 53 Глобализация как философская проблема.