18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
К XIII веку относится расцвет западно-европейской схоластики. Схоластика — это философия, преподававшаяся в школах, а с середины XII века — в университетах. Впоследствии слово «схоласт» стало синонимом науки, оторванной от жизни, далекой от наблюдения и опыта. Главным для схоластов вопросом был вопрос об отношении знания к вере. При этом они исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием.Выдающимся преподавателем схоластики XIII века был Фома Аквинский (1225—1274). Он был прекрасным знатоком античной философии, особенно Аристотеля. Цель учения Фомы Аквинского — с позиций католицизма показать, что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем и образуют единство, гармонически согласуются между собой.
У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность (существование и сущность), Фома тем не менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий корень. Фома считал, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. Он считал, что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что все существующее в мире создано богом, а следовательно зависит от него. Человек и животное существуют не благодаря своей сущности, а благодаря сопричастности божественному акту творения. Аквинский считает, что мир материальных вещей существует не в силу собственной природы, а является чем-то совершенно случайным, зависимым от создателя и существовать не должен. В противоположность ему бог - бытие абсолютно необходимое, а следовательно, должен существовать безусловно, ибо это заключено в его природе.
Фома Аквинский полагал, что вера и разум связаны неразрывно. Вера применяет разум, а разум не в состоянии без веры преуспеть в отыскании истины. Разум не может порождать веру. Разум сопутствует вере, но не порождает её
Фома Аквинский стремился идти от мира к Богу и приводил на этот счет ряд «доказательств». Первое "доказательство" повторяет рассуждения Аристотеля о перводвигателе: каждый предмет движим другим, кроме пер-водвигателя. Во втором "доказательстве" утверждается, что мир — а здесь много случайного — должен иметь абсолютно необходимые причины. В третьем "доказательстве" Бог понимается как исходная основа всего существующего, отсутствие которой считается бессмысленным. В четвертом "доказательстве" Бог понимается как вершина совершенства, в пятом "доказательстве" — как последняя цель, гармонизирующая все целесообразные процессы. Слово "доказательство" взято в кавычки, ибо приведенные в тезисной форме утверждения, даже если их представить в развернутом виде, не являются подлинными доказательствами.
- 5)Учение Гераклита о Первоначале и Логосе. Диалектика.
- 8). Античный атомизм. Атомы, пустота, необходимость и случайность. (Демокрит и Эпикур)
- 13) Проблема государства и общества в философии Платона и Аристотеля.
- 14) Поиски этического идеала в философии эллинизма: скептицизм и стоицизм.
- 18) Схоластика Фомы Аквинского (аристотелизм, вера и разум, сущность и существование, доказательство бытия Бога)
- 19) Номинализм и реализм. Спор об универсалях.
- 23) Мыслители Возрождения о структуре вселенной ( Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Ньютон)
- 24) Проблема метода научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм. Фр. Бекон о роли науки, значении философии. Методе познания и «идолах» познания.
- 33) Система объективного идеализма и диалектика Гегеля.
- 34) Фейербах о сущности религии. Критика христианства.
- 38) Позитивизм и его основные исторические формы. О. Конт.
- 39) Постпозитивизм. Т. Кун о структуре научных революций. Методологический анархизм п. Фейерабенда.
- 43) Естественнонаучное направление русского космизма ( Федоров, Чижевский, Вернадский)
- 44)Структура личности и взаимосвязь культурного и природного в философии фрейдизма и неофрейдизма.