logo search
философия ответы

45.Духовная жизнь как объект филососфских исследований

Духовная жизнь как самостоятельный объект социологии до сих пор не получила соответствующего научного статуса. Еще в 1960-70-х гг. XX столетия ее рассматривали как синоним понятия "общественное сознание". Духовную жизнь анализировали в рамках сугубо исторического материализма, который, по мнению специалистов этой дисциплины, изучал только надстроечные явления, в их числе духовную жизнь, в отличие от материальной, являвшейся предметом другой науки — диалектического  материализма.

Поэтому целью работы является выявление проблем исследования духовной жизни общества на современном этапе.

С 1970-х гг. ХХ в. началась интенсивная разработка понятия духовной жизни, однако, преимущественно в философском плане. В 1980 г. появилась фундаментальная монография А. К. Уледова"Духовная жизнь общества", которая подвела солидную теоретическую и методологическую базу под социологию духовной жизни. Философ рассмотрел категорию духовной жизни в гносеологическом, социологическом и гносео-социологическом плане. Работа У. К. Уледова до сих пор остается наиболее глубоким философским исследованием данной сферы. Что же касается собственно социологических исследований духовной жизни, то они касаются в основном ее отдельных аспектов, не беря феномен в целом, что (как будет показано чуть ниже) имеет под собой объективные основания. К тому же социологи ограничивают себя в основ­ном методом опроса общественного мнения по интересующим их вопросам, что, несомненно, снижает познавательную ценность их исследований.

              Принципиальный вопрос вычленения духовной сферы из си­стемы общества — основания этой процедуры. Это — вопрос дискуссионный. За основания берутся различные признаки: род, предмет, субъект деятельности и т. д. Каждое из этих оснований правомерно и позволяет отличать духовную жизнь от других общественных сфер. А. К.Уледов характеризует духовную жизнь по нескольким основаниям: как вид общественной деятельности; как совокупность духовных потребностей; как особый род по­требления (духовное потребление); как тип общественных отно­шений (духовные отношения), что позволяет ему отнести к ду­ховной жизни все отношения, связанные с научной, художе­ственной, идеологической, религиозной, образовательной, вос­питательной и другими видами общественной деятельности, по­скольку они имеют дело с духовными, идеальными, нематери­альными предметами. Далее автор выделяет области, или подси­стемы, духовной сферы: идеологическую жизнь, научную жизнь, художественно-эстетическую жизнь, дробя каждую на более мелкие элементы.

Духовность — органичес­кая составная часть абсолютно всех сфер и отношений обще­ственной жизни. Экономика имеет дело, конечно, в первую оче­редь с материальными предметами. Но она осуществляется чело­веком, наделенным душой, создающим материальные ценности во имя удовлетворения своих физических и духовных потребно­стей. Труд — это не только организация производства, обмена, распределения, потребления. Это и физическая потребность здо­рового организма в творческой деятельности, это и духовный интерес к конкретным видам деятельности, избираемым индиви­дом во многих случаях по чисто духовным побудительным мо­тивам; это и наслаждение (или отвращение) трудом, удовлетво­рение (неудовлетворение) его результатами. Духовна политичес­кая деятельность, поскольку ее движущие силы — политичес­кие потребности и интересы личности, общества, государства. Духовными стимулами движется деятельность человека в сфере права. Религия немыслима без культовых учреждений и всей их материальной и социальной инфраструктуры. Любой род деятель­ности в качестве органической составляющей имеет духовную.

 Следовательно, духовная жизнь присуща абсолютно всем общественным сферам и отношениям, она пропитывает собою всю обще­ственную жизнь.