logo search
Ф ( лето) - маза - фака! ))

Философия просвещения: основные мировоззренческие установки.

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. В этот период наблюдается становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания. Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию. Просвещение – это литературно-философское течение считающее разум природным средством общественного прогресса. Крупнейшим представителем был Вольтер (1694–1778). Основные его философские произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.

Вольтер – деист, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной. Во фр.просю. было две школы: атеизма ( отрицание бога – Гольбах, Дидро, ламетри) и деизма ( Вольтер, жж.русо, кондильяк, монтеське)

Вольтер ввел в философию термин «философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.

Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья.

Жан-Жак Руссо (1712–1778). Основные его произведения: «Общественный договор», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «Верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, движение осуществляется нематериальной субстанцией. В познании Руссо был сторонником эмпиризма (одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум)Он полагал, что чувства представляют собой высшую и более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.

Осбенности ф.просв.: 1) принцип прогресса ( движ. вперед от низшего к высшему) – природа неизменна, она только улучшается. 2) Эволюционизм – постепенное развитие природы и общества. Дидро: « природа – это лестница с незаметными ступенями» Ламетри: «животное – это более менее растение, а растение – это более менее минерал». 3)Особая трактовка человека. Человек – это физич.существо. Ламетри: « чел – это самозаводящиеся машина» 4) натуральзм - подчинение человека законам природы.