logo
Ф ( лето) - маза - фака! ))

24.Философские основания буддизма.

Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Вероучение буддизма.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия (“варны”) обрядов, жертв и заклинаний можно достичь “хороших перерождений”, т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к “высшей мудрости”, достигнув которой существо может выйти из “круговорота бытия”, завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину бытия—страдания, раскрыл ее людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию. Существуют 4 истины буддизма. 1)В мире есть страдания(Дукха) Страдания - это не эмоции, не грех и не противоположность счастью.Страдания – это тотальное состояние природы, зависящее от изменчивости.Рождение уже есть страдание. 2)У есть причины(танХа) Причина страданий: 1.Ложные желания 2.Сансара - круговорот рождений и смерти в предыдущих жизнях. Сансара зависит от кармы. Карма – это совокупность добродеятелей и пороков в предыдущих рождениях.

3)Эту причину можно устранить(Мирадха) Причина – это условия предшествования существ. Устранение страданий – это прекращение страданий. Архат – человек прекративший сансару.Архат – человек достигший нирвану. Нервана – затухание ложных желаний. Нервана – отказ от всех желаний.

4)Для этого есть (Магга) восьмеричный путь.( правильные взгляды, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, мысли, сосредоточение)

Направления: Тхеравада ( хинаяна) (малая колесница), проповедует “узкий путь спасения”. Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц — монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению. Махаяна (большая колесница) обещает “широкий путь спасения”. Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь махаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Поэтому большое значение в махаяне придается просветительской деятельности. В отличие от тхеравады, признающей только Трипитака на языке пали, махаяна берет на вооружение и ряд более поздних буддийских теологических сочинений, написанных на санскрите.