Детерминизм: причина и следствие.
« Детерминизм» - лат. «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он первоначально обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминацию в философии стали понимать как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.
Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений.
Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи. Основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
Признаки причинного отношения:
1. Наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, обусловливает его возникновение и существование.
2. Формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот.
3. Необходимость и однозначность. Если причина возникает в строго определенных фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие.
4. Пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как определенная цепь причинно связанных событий.
-
Содержание
- Западная философия нового времени. Онтологические и гносеологические аспекты.
- Эмпиризм. Индуктивный метод Бэкона.
- Рационализм. Философская позиция Дэкарта.
- Монадология гЛейбница.
- Философия просвещения: основные мировоззренческие установки.
- Французский материализм, о материи, познании и обществе.
- Немецкая классическая философия. Учение Канта о познании.
- Морально-практическая философия Канта.
- Философская система Гегеля.
- Категории диалектики: общее, единичное, особенное.
- Взаимосвязь сущности и явдения.
- Диалектика содержания и формы, целого и части.
- Детерминизм: причина и следствие.
- Диалектика необходимости и случайности.
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон отрицания отрицаний.
- Философия жизни Ницше.
- 19.20. 21. Экзистенциализм
- 22. Философия востока. Конфуцианство.
- 3Ий этап Чжуан-Цзы.
- 24.Философские основания буддизма.
- 25.Основные принципы дзен-буддизма.