Эмпиризм. Индуктивный метод Бэкона.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) — одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Э. существовал в течение 17—18 вв. Важнейшими его представителями были Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Кондильяк. Они вели полемику с представителями рационализма (В. Декарт, Г.В. Лейбниц), настаивавшими на том, что достоверное знание, в частности всеобщие и необходимые истины (напр., математики), способен получить только разум, но не ограниченный и конечный опыт.
С т.зр. Э. душа человека представляет собой «чистую доску», воздействуя на которую, природа рисует свой правдивый портрет. Бoльшая часть идей, имеющихся в сознании человека, порождена именно чувственным восприятием. Человеческий разум не принимает никакого участия в возникновении идей, он способен лишь исказить их, поэтому для достижения адекватного знания следует сначала очистить разум от «идолов» или «призраков» (Бэкон), вносящих искажения в чувственное восприятие мира.
Представители Э. резко отделяли разум от чувственного восприятия, полагая, что в процессе познания они действуют независимо друг от друга.
Эмпиризм в философии Бэкона – он был первым и величайшим
исследователем природы в Новое время .(1561 - 1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и наблюдений для обнаружения истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Природа побеждается только подчинением ей. Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путем, ведущим к знанию является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Также считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов). «Призрак рода» заключается в стремлении человека описать мир по аналогии с жизнью, господствующей в обществе; «призрак пещеры» — в зависимости от своих субъективных пристрастий; «призрак рынка» («призрак площади») — в зависимости от расхожего мнения остальных; «призрак театра» — в слепом подчинении авторитетам. Был глубоко верующим человеком, разделял науку на теологию (занимающуюся изучением высшего, познать которое невозможно умом, а возможно лишь через божественное откровение) и философию (изучающую природу с помощью опыта и разума, органов чувств). Истина двойственна. Есть истина религиозная, есть светская. Вера в бога достигается путем откровения, тога как светская истина постигается опытом и разумом.
- Западная философия нового времени. Онтологические и гносеологические аспекты.
- Эмпиризм. Индуктивный метод Бэкона.
- Рационализм. Философская позиция Дэкарта.
- Монадология гЛейбница.
- Философия просвещения: основные мировоззренческие установки.
- Французский материализм, о материи, познании и обществе.
- Немецкая классическая философия. Учение Канта о познании.
- Морально-практическая философия Канта.
- Философская система Гегеля.
- Категории диалектики: общее, единичное, особенное.
- Взаимосвязь сущности и явдения.
- Диалектика содержания и формы, целого и части.
- Детерминизм: причина и следствие.
- Диалектика необходимости и случайности.
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон отрицания отрицаний.
- Философия жизни Ницше.
- 19.20. 21. Экзистенциализм
- 22. Философия востока. Конфуцианство.
- 3Ий этап Чжуан-Цзы.
- 24.Философские основания буддизма.
- 25.Основные принципы дзен-буддизма.