Категории диалектики: общее, единичное, особенное.
Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.
Категория – наиболее общее рассудочное понятие или форма мышления, которым оперирует человеческое мышление для определения и раскрытия сути познаваемых проблем. Иногда под категорией понимается устойчивый организующий принцип (процесса) мышления.
Единичное характеризует отдельный предмет, вещь, событие, явление, факт, характеризующиеся соответствующими пространственными и временными границами, соответствующей определенностью.
Общее - объективно существующая тождественность м/у предметами, явлениями, вещами, присущей многим предметам, вещам и явлениям в рамках конкретной качественной определенности. Единичное и общее собою единство противоположностей. Единичное есть как таковое, отдельно. Общее же нету как таковое, отдельно. Его нельзя увидеть, попробовать, потрогать рукой. Оно есть ч/з единичное как его миг. Мы говорим: "Иван существуют человек". Уже тут существуют диалектика единичного и общего. "Иван" - единичное. "Человек" - общее. "Иван" содержит те черты, которые присущи всем людям. Следовательно, он - носитель общего. Общее же нету вне единичного, отдельным. Отдельное нету иначе как в той связи, которая ведет к общему. Каждое отдельное существуют в любом случае общим, так как оно объективно связано с ним.
Особенное - то, что является общим в отношении единичного и единичным в отношении к общему. Приведем пример: пшеница - единичное; злаковая растение - особенное; растение вообще - общее. Понятие "злаковая растение" является общим в отношении понятия "пшеница". В собственную очередь понятие "злаковая растение" является единичным сравнительно понятия "растение вообще".
Из сказанного можно заключить, что разница м/у общим, особенным и единичным относительная. Любой предмет, вещь, явление представляют собою единство единичного, общего и особенного в том смысле, что любая вещь, предмет, явление и т.п. включающим в себя неповторимые, индивидуальные признаки, черты, характеристики и общие для всех таких вещей, предметов и явлений. "Ивану" как человеку присущи общие черты:
наличие сознания (мышления), речи, способности к труду и т.п. Однако "Иван" может иметь и неповторимые, специальные, индивидуальные, черты: превосходный голос, способности к музыке, живописи и т.д.. В особом преодолевается односторонность как общего, так и единичного, ибо оно фиксирует в себе и то и иное.
-
Содержание
- Западная философия нового времени. Онтологические и гносеологические аспекты.
- Эмпиризм. Индуктивный метод Бэкона.
- Рационализм. Философская позиция Дэкарта.
- Монадология гЛейбница.
- Философия просвещения: основные мировоззренческие установки.
- Французский материализм, о материи, познании и обществе.
- Немецкая классическая философия. Учение Канта о познании.
- Морально-практическая философия Канта.
- Философская система Гегеля.
- Категории диалектики: общее, единичное, особенное.
- Взаимосвязь сущности и явдения.
- Диалектика содержания и формы, целого и части.
- Детерминизм: причина и следствие.
- Диалектика необходимости и случайности.
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.
- Закон единства и борьбы противоположностей.
- Закон отрицания отрицаний.
- Философия жизни Ницше.
- 19.20. 21. Экзистенциализм
- 22. Философия востока. Конфуцианство.
- 3Ий этап Чжуан-Цзы.
- 24.Философские основания буддизма.
- 25.Основные принципы дзен-буддизма.