1.1.2. Исторические типы мировоззрения
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание», «слово». Мифологией называют собрание мифов, а также науку о мифах. Мифическое мировоззрение – это специфическое миросозерцание и способ понимания мира, характерный для первобытного родового общества.
Отличительными особенностями мифического мышления (мировоззрения) являются:
- эмоционально-образная форма очеловечивания природы;
- отсутствие различий между природным и социальным миром (синкретизм);
- преобладание коллективных представлений над индивидуальными;
- утилитарная направленность;
- убежденность древнего человека в правильности мифических представлений.
В духовной жизни первобытного общества миф выступал как единая, синкретичная, универсальная форма общественного сознания. В мифе всегда сочетаются вымысел, вера и знание, но сущность мифа не сводится ни к одному из них. Сущность мифов заключается в объективировании субъективных представлений, переживаний и впечатлений, при которых порождения фантазии принимаются за подлинную реальность.
В ходе общественного развития миф постепенно изживал себя, уступая место религии и философии. Однако некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и до сих пор.
В первобытном сознании миф и религия тесно взаимосвязаны. Связующим звеном между ними является, во-первых, деятельность воображения; во-вторых, вера в созданные фантастические образы.
Однако вместе с тем, миф и религия отличаются друг от друга. Различие религии и мифа особенно ярко, когда мы сравниваем мифологию с монотеистическими религиями.
Для развитой религии характерно противопоставление «естественного» и «сверхъестественного». Религиозное сознание не синкретично, т.к. религия «разделила» мир на «мир божественный» и «мир природный» и таким образом, выделила человека из природы и наделила его душу божественными чертами. В мифе это противопоставление отсутствует (миф синкретичен). Если для религиозного сознания «мир божественный» является сверхъестественным, то для мифического сознания связи между природными и небесными явлениями не кажутся сверхъестественными, природа не обожествляется, а скорее одушевляется.
Источник религии – бессилие человека перед природными и социальными силами. Источником мифов, в отличие от религии,
является не только бессилие человека, но и мечта об овладении силами
природы.
Для развитой религии характерно нравственное отношение человека к божеству, т.е. представление, что бог выступает в роли законодателя человеческой жизни, обязывает человека соблюдать некоторые нормы поведения, нарушение которых осознается как грех. Бог в мировых религиях – это некий гарант и охранитель справедливости в мире, который, охраняя эту справедливость, в конечном счете, воздает всем по заслугам.
Для мифического сознания чуждо представление, что в мире есть «надчеловеческий», т.е. сверхъестественный гарантированный богом, этический миропорядок. В этом мире побеждает «самый сильный» или «самый умный». Силы природы, они же и боги, отнюдь не превосходят человека добродетельностью и не показывают примера добродетельной жизни.
Для религии характерно различение веры и знания. Содержание развитой религии – это не предмет некоторого доказуемого знания, а нечто такое, во что необходимо верить, преодолевая сомнения, вызываемые отсутствием фактических данных.
Для мифического сознания противопоставление знания и веры не характерно. Люди просто воспринимали мир в мифических образах, видя его как бы сквозь призму мифических представлений.
Мифическое сознание продолжает существовать и в наше время на основе подмены объективного отражения действительности различными стереотипами за счет обращения к эмоциональной сфере личности. Большинство современных мифов приобрело форму мифотворчества или утопии. Утопия, будучи видом сознания, удовлетворяющего определенные общественные потребности, как и миф, является конструированием фантастической реальности, восполняющей действительность.
Разница между мифом и утопией: 1) миф отнесен к прошлому, а утопия к будущему; 2) миф – продукт коллективного творчества народа, а утопия – произведение отдельной личности или группы людей (идеологов).
Утопия, как и миф, направлена не на познание действительности, а на воспроизведение иной реальности. Таким образом, мифология не кончилась, она продолжает функционировать как антитеза научному познанию и в наши дни. В силу этого мифология – как наука о мифах, является весьма актуальной не только в плане изучения культурного прошлого человечества, но и в плане исследования событий сегодняшнего времени.
Таким образом, изучение мифа и религии, как исторически ранних
типов мировоззрения общества, теоретически значимо для понимания философии, как более зрелого и иного исторического типа мировоззрения. Раннюю философию с мифом и религией связывает
единство проблематики.
Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Философия, таким образом, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме. Вместе с тем философия является средством формирования осознанного взгляда на мир и место человека в нем в рационально-понятийной форме.
Философия подходит к осмыслению мира с позиций рационального (логического) понимания, она берет вещи таковыми, какими они являются на самом деле, не привнося в их содержание никаких фантастических, обожествленных образов. Философия стремится определить явления как таковые, выявить их отношения с другими явлениями в пространстве и во времени. При помощи этого она выявляет закономерные связи между явлениями и с их помощью стремится проникнуть в суть вещей. Это научный образ мышления, что во многом объясняет единство философии и науки. На ранних стадиях своего существования философия представляла собой, ни что иное, как научное познание действительности, т.к. синтезировала в эпоху античной цивилизации все знания о мире.
- 254 Введение
- Глава 1. Предмет философии. Место философии в системе культуры
- Становление и развитие предмета философии
- 1.1.1. Философия и мировоззрение
- 1.1.2. Исторические типы мировоззрения
- 1.1.3. Проблема определения предмета философии
- 1.1.4. Структура философских знаний. Функции философии.
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 2. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития
- 2.1.1. Ранняя китайская философия (VII – II века до н. Э.)
- 2.1.2. Древняя индийская философия (VIII в.До н.Э.- II в. Н. Э.)
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- 2.2. Античная философия
- 2.2.1.Ранняя античная философия: натурфилософия, учение
- 2.2.2. Классическая греческая философия: идеализм Платона,
- 2.2.3. Философские школы эпохи эллинизма и древнего Рима
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения в Западной Европе
- 2.3.1. Основные черты средневековой философии
- 2.3.2.Патристика и схоластика, основные направления и
- 2.3.3. Арабская средневековая философия
- 2.3.4. Гуманистическое направление в философии эпохи
- 2.3.5. Натурфилософские и естественнонаучные концепции
- Социально-философские учения Ренессанса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Философия Нового времени
- 2.4.1. Развитие философии в эпоху Нового времени: проблема
- Концепция «Естественных прав и общественного
- Задания для самоподготовки
- Самостоятельная работа
- Немецкая классическая философия
- 2.5.1.Немецкая классическая философия и ее особенности
- 2.5.2. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика и.Канта
- 2.5.3. Натурфилософия Шеллинга и субъективный идеализм г.Фихте
- 2.5.4. Философская система и диалектический метод Гегеля
- 2.5.5. Антропологический материализм л.Фейербаха
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Современная западная философия (постнеклассическая)
- 2.6.1. Современная западная философия: основные направления
- 2.6.2.Постмодернизм в современной философии
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Русская философия
- 2.7.1. Основные особенности русской философской мысли
- 2.7.2.Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси
- X- XVII вв.
- 2.7.4. Русская философия XIX в. Славянофилы и западники
- 2.7.5. Русская философия XX в. Русский философский Ренессанс кон. XIX-нач. Хх вв., его значение в мировой культуре
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 3. Онтология
- 3.1.Онтологические проблемы в философии
- 3.1.1. Основные виды и формы бытия
- 3.1.2.Проблема материи как субстанции в философии
- 3.1.3. Атрибутивные свойства материи как субстанции: движение, пространство и время
- 3.1.4. Теория развития. Законы и категории диалектики
- 3.1.5. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира
- 3.1.6. Синергетика
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- 4.1.2. Идеальное как специфическое отражение материального
- 4.1.4.Познание как процесс отражения. Уровни познания
- 4.1.5. Структура познавательной деятельности. Отражение и творчество
- 4.1.6.Определение истины.Абсолютность и относительность истины
- 4.1.7. Специфика научного познания и методы научного познания
- 4.1.8. Специфика социального познания и методы социального познания
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 5. Философия науки
- 5.1.1. Философские проблемы науки
- 5.1.1. Методологические основы философии науки
- 5.1.2.Специфика научного познания. Научная рациональность
- 5.1.3. Научные революции и смена типов рациональности
- 5.1.4. Философия техники
- 5.1.5. Основные тенденции развития науки и техники в конце XX- начале XXI веков. Аксиологические аспекты научно-технического прогресса
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 6. Философская антропология
- Антропологическая проблематика в философии
- Двойственный характер природы человека
- Философия о смысле жизни человека
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Потребности как стимул активности субъекта
- Интересы и идеалы как духовные основания социальной регуляции
- Соотношение ценности и оценки
- 7.1.5. Природа ценностей
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Глава 8. Социальная философия
- 8.1. Социальные проблемы философии
- 8.1.1. Понятие общества как социальной системы: основные подходы
- 8.1.2. Определение культуры
- 8.1.3. Типология культур и цивилизаций
- 8.1.4. Будущее человечества в свете глобальных проблем
- Задания для самоподготовки
- Упражнения и задачи
- Самостоятельная работа
- Темы эссе и докладов
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная и нормативная литература
- Интернет-ресурсы
- Словарь понятий и терминов
- Заключение
- Оглавление
- Философия
- 308012,Г. Белгород, ул. Костюкова 46.